| | Печать | |
|
Н. Кондратьев - Директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и спецпроектов Минэка – о климатической стратегии России на международной арене В бразильском Белене завершилась 30-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) СОР30 (англ. Conference of the Parties, конференция сторон). О целях и позиции России на переговорах, климатической политике БРИКС и поддержке развивающихся стран «Ведомости. Устойчивому развитию» рассказал директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Никита Кондратьев, координирующий продвижение российской экономической повестки в международных организациях. – Какие принципы отстаивает Россия в рамках глобального климатического диалога? – Позиция России остается последовательной и конструктивной. Мы исходим из необходимости сохранять баланс между достижением климатических целей и обеспечением устойчивого социально-экономического развития. Наша страна подтвердила свою приверженность Парижскому соглашению 2015 г., представив в преддверии COP30 обновленный национальный климатический план. Документ сочетает реалистичные цели по сокращению выбросов с амбициозными адаптационными мерами, формируя долгосрочную основу государственной политики в этой сфере. На конференции ООН Россия выступила за поэтапный энергетический переход, где некоторые виды топлива, прежде всего природный газ, играют ключевую роль в снижении выбросов и обеспечении энергетической безопасности. Кроме того, российская делегация акцентировала внимание участников COP30 на роли лесов как естественного поглотителя углерода. Россия обладает крупнейшими лесными экосистемами планеты и последовательно работает над совершенствованием национальной системы их учета, защиты и восстановления. Лесной сектор мы рассматриваем как важнейший элемент достижения национальных и глобальных климатических целей. При этом Россия считает недопустимым введение каких-либо односторонних мер, препятствующих реализации климатических целей, и пересмотр уже достигнутых договоренностей. Международное сотрудничество по вопросам изменения климата должно опираться на стабильность, предсказуемость и взаимное доверие. Только при соблюдении ранее принятых обязательств можно обеспечить поступательное и эффективное движение к общим целям. – Какие доклады и предложения были представлены Россией на COP30? – Россия отстаивает свою позицию в вопросах адаптации к изменению климата, уделяя особое внимание защите уязвимых регионов. На COP30 речь шла о реализации мер по сохранению Арктической зоны, прибрежных территорий и аграрного сектора, а также о создании комплексных систем раннего оповещения и управления климатическими рисками. В Белене удалось согласовать новые финансовые ориентиры по утроению адаптационного финансирования к 2035 г., что критически важно для развивающихся стран. Также участники конференции согласовали систему показателей для мониторинга прогресса в адаптации. При этом отчетность по ним сохранит добровольный характер – эту позицию последовательно отстаивала российская делегация. Следующим шагом станет апробация индикаторов на национальном уровне, а после второго глобального подведения итогов в 2029 г. (первое проходило в рамках COP28 в ОАЭ в 2023 г. – «Ведомости. Устойчивое развитие») у стран появится возможность скорректировать методику с учетом накопленного опыта. – СОР30 была посвящена усилиям, необходимым для ограничения глобального потепления в пределах полутора градусов по Цельсию. Какие усилия предпринимает Россия в связи с этим? – Россия рассматривает Парижское соглашение как основу для формирования сбалансированной модели глобального устойчивого развития, где температурные ориентиры являются важной, но не единственной целью. Мы осознаем растущие сложности в достижении показателя в полтора градуса, но это не означает отказ от усилий по последовательному снижению выбросов. Наряду с этим важно разрабатывать меры по адаптации к изменениям климата. И мы считаем, что сегодня международное сообщество должно уделить больше внимания этому вопросу. – Бразилия является членом БРИКС. Ведется ли разработка общей климатической политики объединения? – В 2024 г. по инициативе России в рамках БРИКС была создана контактная группа по изменению климата и устойчивому развитию. Эта площадка способствует практическому взаимодействию: позволяет странам-участницам согласовывать подходы к климатической проблематике, обмениваться опытом и формировать новые механизмы сотрудничества с учетом общих интересов и национальных особенностей. Потенциал контактной группы был отмечен лидерами стран БРИКС в Казанской декларации, принятой по итогам саммита в Казани. В 2025 г. работа группы продолжается под председательством Бразилии, что показывает преемственность курса на углубление практического сотрудничества в области экологии и низкоуглеродного развития в рамках объединения. Группой были разработаны и запущены механизмы международного взаимодействия. Например, создано партнерство БРИКС по углеродным рынкам для развития прозрачных механизмов торговли углеродными единицами. Кроме того, платформа климатических исследований будет способствовать координации научных программ и обмена данными. А лаборатория БРИКС по торговле, климату и устойчивому развитию призвана защищать общие интересы стран-участниц от негативных последствий односторонних мер, нарушающих международные правила. В фокусе ее работы – противодействие таким инструментам, как углеродный налог ЕС (CBAM), которые могут нанести ущерб экономикам стран объединения. Мы надеемся, что плодотворное сотрудничество в рамках контактной группы будет продолжено и в период председательства Индии в БРИКС в следующем году. – С какими странами ведутся переговоры о едином рынке углеродных единиц? – Создание единого углеродного рынка – это сложный процесс, который требует значительной подготовки, так как все страны находятся на разных этапах развития собственных механизмов углеродного регулирования. Россия развивает климатическое сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровнях. В рамках этой работы заключены меморандумы о взаимодействии в области изменения климата и низкоуглеродного развития с профильными министерствами Индии, Эфиопии и Омана. Основным направлением совместной работы становится практическое взаимодействие в сфере углеродных рынков. Активно ведутся переговоры с Китаем, Киргизией и Индией о создании механизмов трансграничной торговли углеродными единицами в рамках специализированных двусторонних форматов. Значимым достижением стало согласование в 2024 г. в ЕАЭС общих подходов к регулированию климатической повестки. Принятый документ создает основу для развития сотрудничества в области углеродных рынков, в том числе через содействие добровольному взаимодействию стран ЕАЭС с использованием механизмов статьи 6.2 Парижского соглашения, которые позволяют осуществлять трансграничную торговлю углеродными единицами при гарантиях прозрачности и исключении повторного учета сокращений выбросов. – В Бразилии обсуждалось выполнение финансовых обязательств, принятых на СОР29 в Баку (Азербайджан). Россия является добровольным донором для развивающихся стран. Что удалось сделать за год и каковы дальнейшие планы? – После решений COP29 Россия подтвердила готовность участвовать в международной климатической поддержке, включая добровольные взносы в многосторонние фонды и программы ООН. Развернуты проекты по развитию лесного хозяйства, рациональному использованию водных ресурсов и повышению энергоэффективности. Оказывается поддержка проектам мониторинга климатических рисков и борьбы с опустыниванием, а также ведется обучение специалистов из стран СНГ и Азии по вопросам управления углеродным следом и зеленого планирования. Однако сегодня России непросто реализовывать международные проекты и оказывать помощь другим странам, в том числе через структуры ООН. Ограничительные меры и санкции серьезно осложняют участие в многосторонних инициативах. Например, из-за подобных ограничений Россия не смогла внести взнос в фонд по потерям и ущербу РКИК ООН, направленный на помощь особенно уязвимым к последствиям изменения климата странам, – средства оказались заморожены. Это не связано с отсутствием политической воли. Напротив, Россия остается сторонником коллективных усилий в борьбе с изменением климата и оказания поддержки нуждающимся странам. Но технические и финансовые барьеры, вызванные санкционным режимом, фактически блокируют такую возможность. |