News Feeds:


Подпрограмма 3. Управление экосистемами

ecosystem-management

Цель 

         Подпрограммы

Содействие осуществлению перехода к объединению задач по сохранению и рациональному использованию земельных, водных и живых ресурсов в целях поддержания биоразнообразия и предоставления странам экосистемных услуг устойчивым и справедливым образом.

Стратегия

Ответственность за координацию работы подпрограммы по управлению экосистемами несет Директор Отдела по осуществлению природоохранной политики. Цель Программы заключается в активизации применения странами экосистемного подхода, объединяющего рациональное использование земельных, водных и живых ресурсов для сохранения биоразнообразия и поддержку оказанию экосистемных услуг для обеспечения развития и сокращения бедности, как указано в решении КБР V/6, совершенствование подходов, предполагающих совместное участие, и использование традиционных знаний. Необходимо отметить, что в данном решении содержится призыв к сторонам, правительствам и международным организациям осуществлять "экосистемный подход" надлежащим образом - не существует единого пути внедрения данного подхода, поскольку это зависит от местных, районных, национальных, региональных или глобальных условий. Вне зависимости от необходимости адаптации экосистемного подхода к различным обстоятельствам, это подразумевает не только прямое управление конкретными экосистемами, но и регулирование как прямых, так и косвенных факторов, влияющих на изменения, таких как негативное воздействие деятельности человека на неустойчивые экосистемы. Особое внимание ЮНЕП уделяет "взаимодействию с природой" для повышения уровня жизни человека и решения неотложных проблем, связанных с изменением климата и опасными природными явлениями, которые могут привести к стихийным бедствиям. В этом контексте имеется значительная степень взаимодополняемости между подпрограммами, связанными с сохранением биоразнообразия и экосистемными услугами, экосистемным подходом к адаптации к изменениям климата и экосистемным подходом к уменьшению опасности бедствий. Будут предприняты все усилия для того, чтобы обеспечить синергические связи между соответствующими подпрограммами и не допустить дублирования усилий.

Стремясь обеспечить поддержание регионального равновесия, ЮНЕП будет сотрудничать с секретариатами МПС, связанных с биоразнообразием, с секретариатами других МПС, чья деятельность затрагивает экосистемы, а также, в рамках долгосрочных партнерских взаимоотношений, с основными субъектами, работающими в области управления экосистемами, включая Международный институт биоразнообразия, ФАО, ПРООН, Международный фонд сельскохозяйственного развития, МСОП, Международный институт водного хозяйства, ПРООН, Всемирный банк, МФП и других партнеров по проекту "Оценка систем на рубеже тысячелетия". Благодаря своей функции учреждения-исполнителя ФГОС она будет наращивать влияние, чтобы оказывать странам поддержку в достижении Айчинских целевых показателей по биоразнообразию, обратить вспять упадок в области биоразнообразия и экосистемных услуг, возникший в результате ухудшения среды обитания, распространения чужеродных видов, изменения климата, загрязнения и чрезмерной эксплуатации, и будет расширять область применения испытанных подходов, а именно:

a) ЮНЕП будет вести работу по улучшению концептуальной основы и реализации экосистемного подхода в механизмах планирования, управления и принятия решений, влияющих на биоразнообразие, экосистемные услуги наземных и пресноводных экосистем, а также на обеспечение основных услуг и благ на основе этих систем. Тем самым Программа будет содействовать поиску устойчивых методов решения проблемы продовольствия для растущего населения планеты, надежному сохранению и управлению биоразнообразием и соответствующими экосистемами, а также осуществлению широких реформ управления, которые, в свою очередь, откроют возможность для продвижения или обеспечения реализации основанных на сотрудничестве и совместном участии межсекторальных подходов к сохранению биоразнообразия, экосистемных услуг и продуктивности взаимозависимых ландшафтов, экосистем и видов. Большое значение будет придаваться сдвоенному подходу, заключающемуся в сохранении биоразнообразия с одновременным поддержанием экосистемных услуг, имеющих принципиальное значение для благополучия человека, развития и снабжения, в особенности в связи с обеспечением продовольственной безопасности и водой. Особое внимание будет также уделяться вопросам справедливости, включая, среди прочего, вопросы доступа и совместного пользования благами, и возможным путям компенсации или поощрения находящихся в неблагоприятном положении сообществ за их усилия по рациональному использованию экосистем;

b) ЮНЕП будет также развивать межсекторальные механизмы и методы формирования политики и управления с целью поддержания морского и прибрежного биоразнообразия и экосистемных услуг, в особенности обеспечения продовольствием. Учитывая, что воздействие человеческой деятельности на наземные и пресноводные экосистемы напрямую связано с морскими экосистемами, в программу включен отдельный пункт для ожидаемого достижения, а поскольку для этого ожидаемого достижения a) в первую очередь требуется вмешательство на национальном уровне, и ожидаемое достижение b) включает деятельность, выходящую за пределы морских границ государств, осуществление таких вмешательств зависит от получения просьб от заинтересованных стран. Такая работа будет включать регулирование человеческой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на прибрежные и морские экосистемы, в частности, коралловые рифы. Продолжая привлекать внимание к динамичным связям между наземной деятельностью и состоянием прибрежной среды обитания, морей и океанов, Программа будет оказывать странам и региональным органам поддержку в области адаптации и применения экосистемного управления через осуществление экспериментальных проектов, обучение и передачу передового опыта по различным аспектам экосистем. В целях поддержания услуг морских и прибрежных экосистем и связанного с ними биоразнообразия ЮНЕП будет также оказывать странам поддержку в осуществлении широких управленческих реформ, включающих использование предполагающих совместное участие подходов и партнерств между государственным и частным секторами. Также будет уделяться внимание растущему давлению со стороны проблем, связанных с изменением климата, освоением прибрежных зон, извлечением ресурсов и загрязнением, а также с тем, как эти проблемы влияют на общины, сообщества и биоразнообразие. При выполнении этой работы ЮНЕП будет опираться на испытанные программы и структуры, включая Конвенции и планы действий по региональным морям и Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности (ГПД);

c) наконец, ЮНЕП будет поддерживать совместные усилия, направленные на укрепление взаимодействия между наукой и политикой на национальном, региональном и глобальном уровнях. Отмечая экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение биологического разнообразия и его важнейшую роль в поддержании экосистем, которые обеспечивают оказание самых необходимых услуг, Программа будет оказывать странам содействие в создании институциональных, правовых и политических условий, необходимых для включения аспектов биоразнообразия и экосистемных услуг в национальные планы развития, принципы принятия решений и бюджетные ассигнования. Осуществление направленных на поддержку бедных слоев населения и связанных с экосистемами природоохранных мероприятий будет осуществляться в сотрудничестве с Инициативой по борьбе с нищетой и охране окружающей среды (ИБНООС). ЮНЕП будет также оказывать странам поддержку в выполнении взятых ими в рамках МПС обязательств, уделяя особое внимание Айчинским целевым показателям по биоразнообразию. Особое внимание будет уделяться оказанию странам помощи, по их просьбе, в поиске инновационных методов финансирования и созданию благоприятных политических и институциональных условий для доступа и совместного использования выгод в поддержку Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии. Также будет оказываться поддержка, по запросу, в области сохранения биоразнообразия путем проведения совместной работы, охватывающей различные экосистемы, в том числе, трансграничные экосистемы, если это необходимо. ЮНЕП будет играть роль сильного лидера в работе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ), в сотрудничестве с соответствующими органами. Наконец, Программа будет оказывать странам помощь в выполнении обязательств по планированию и представлению информации, взятых ими в рамках МПС по биоразнообразию, совместно с секретариатом КБР оказывая поддержку осуществлению Стратегического плана по биоразнообразию на 2011-2020 годы, и обеспечивая координацию с секретариатами МПС в деле оказания странам прямой поддержки при осуществлении Плана и реализации Айчинских целевых показателей по биоразнообразию.

Внешние факторы

Правительства, участвовавшие в Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 года, вновь подтвердили "необходимость обеспечения устойчивого развития [...] комплексных и устойчивых методов управления природными ресурсами и экосистемами, которые согласуются, в частности, с целями экономического, социального и человеческого развития и одновременно способствуют сохранению экосистем, их регенерации и восстановлению и повышению их устойчивости перед лицом новых и будущих вызовов". Ожидаемые достижения подпрограммы 3 будут выполнены при условии, если a) просьбы государств-членов о предоставлении со стороны ЮНЕП технической помощи для включения экосистемного подхода в процессы национального развития будут направлены в течение этого двухгодичном периоде; b) государства-члены продемонстрируют политическую волю и приверженность включить вопросы охраны окружающей среды в свои национальные программы экономического развития; c) уровень выделяемого для подпрограммы финансирования будет в достаточной степени соответствовать природоохранным приоритетам стран; и d) программы будут выстроены в соответствии со страновыми процессами Организации Объединенных Наций, такими как Рамочные программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития (РПООНПР) и инициативы ИБНООС.

Причинно-следственные связи

Осуществляемый странами переход к объединению управления земельными, водными и живыми ресурсами с целью устойчивого и равноправного оказания экосистемных услуг не обязательно представляет собой линейный процесс, и темпы такого перехода будут различными в зависимости от конкретной страны. Движущие силы такого перехода и препятствия на его пути одновременно общие для всех стран и различные для всех стран, и в этом отношении ЮНЕП может разрабатывать и распространять региональные или глобальные инструменты, применяя гибкий подход, позволяющий учитывать национальные и региональные потребности.

Отмечается взаимозависимость с другими подпрограммами, в частности, в отношении к потенциалу экосистемного подхода в области обеспечения противодействия к изменению климата, помощи в адаптации к нему и в участии в уменьшении опасности бедствий.

Успех или неуспех стран, объединяющих управление земельными, водными и живыми ресурсами будет, помимо прочего, зависеть от следующих факторов:

a) наличие или отсутствие инновационных и релевантных инициатив, инструментов и подходов, в которых экосистемный подход применяется к проблемам, ставящим под угрозу предоставление экосистемных услуг ландшафтами суши и ландшафтами моря (например, горные цепи, аридные и полуаридные зоны, сельскохозяйственные зоны, бассейны рек и архипелаги), экосистемами (например, водно-болотные угодья, леса, эстуарии и коралловые рифы), и видами, имеющими национальное, региональное или глобальное значение;

b) масштаб обмена данными, знаниями и методиками и передача технологий тем, кто имеет возможность влиять на изменения на локальном, национальном и региональном уровнях;

c) участие сторон, делающих вклад в управление экосистемами, включая местные правительства и частный сектор;

d) способность составляющих планы и принимающих решения лиц подобрать и понять соответствующую научную информацию по определенному ландшафту или экосистеме; собрать, проанализировать и учесть чаяния общин и обеспечить совместное пользование благами, предоставляемыми экосистемными услугами; включить данные об экосистемных услугах в существующие национальные системы отчетности и принятия решений; и разработать и внедрить эффективные с административной точки зрения механизмы управления;

e) всеобъемлющие системы управления (включающие такие аспекты, как законодательство, институты, экономические модели и многосторонние обязательства), в которых от субъектов, осуществляющих практическое управление экосистемами, в том числе министерств сельского хозяйства, рыбной промышленности, лесного хозяйства, вод, землепользования, планирования и окружающей среды, требуется выполнение реальной работы.

Перед подпрограммой 3 стоит задача регулирования причинно-следственных связей, идущих как сверху вниз, так и снизу вверх. При рассмотрении процесса сверху вниз, в ряде результатов подчеркивается межучрежденческое, многостороннее и инновационное сотрудничество между государственным и частным секторами, что обеспечивает финансирование и благоприятные условия для внесения изменений на национальном и региональном уровне. Такое сотрудничество будет основано на самых передовых знаниях и постоянном диалоге, в котором ЮНЕП играет ключевую руководящую роль. При рассмотрении процесса снизу вверх, ряд результатов нацелен на работающих на местах специалистов-практиков с тем, чтобы регулировать неотложные потребности, связанные с конкретными экосистемами и ландшафтами. Большое внимание уделяется расширению возможностей специалистов-практиков путем предоставления им различных инструментов и методов, отражающих лучший практический опыт, а также технической и иной поддержки, необходимой для обеспечения устойчивых изменений на местах.

Целью соответствующих результатов является регулирования элементов, связанных с наземными, пресноводными и морскими экосистемами, уделяя особое внимание повышению продовольственной безопасности и улучшению качества воды. Также отмечается взаимозависимость с другими подпрограммами, в частности в связи с возможностями экосистемного подхода противодействовать изменению климата и помочь адаптироваться к нему.

Ожидаемое достижение a) связано с наземными и водными экосистемами. ЮНЕП признает, что даже полное понимание ценности экосистемного подхода и удовлетворение требований к созданию потенциала не обязательно гарантирует применение на практике. Национальные правительства и региональные институты часто организованы по, скорее, отраслевому принципу. Применение ожидаемых достижений на национальном уровне потребует особой организации сотрудничества и взаимодействия между линейными министерствами окружающей среды, сельского хозяйства, вод и лесов и, что, возможно, является самым важным, между министерствами финансов, планирования и развития. Экосистемные оценки, определяющие основные движущие силы изменений, связанных с деградацией определенных экосистемных услуг, помогут создать общую базу знаний, которая станет основой для разработки и осуществления стратегий поддержки, направленных на предотвращение деградации экосистем и утрату экосистемных услуг в наземных и водных экосистемах. Для демонстрации объединенного подхода к управлению землями и водами, способствующего укреплению сопротивляемости и продуктивности наземных и водных систем, сохранению биоразнообразия и повышению ценности включения экосистемных услуг в программы национального развития странами и партнерами по Организации Объединенных Наций, также будут использоваться полевые проекты.

Ожидаемое достижение b) будет связано с морскими и прибрежными экосистемами. Эти уязвимые экосистемы в первую очередь затрагиваются человеческой деятельностью, ведущейся в верхнем течении рек, быстрым технологическим развитием городов и давлением, оказываемым растущим населением прибрежных районов, что ведет к деградации экосистем, обеспечивающих насущные экосистемные услуги. По данному вопросу, в частности по взаимосвязям между сушей и морем, имеется недостаточная информация, и в большинстве проектов по освоению прибрежных зон наличие этой важнейшей связи не учитывается. Указанные результаты призваны заполнить информационный разрыв и нацелены на оказание странам и соответствующим партнерам по системе Организации Объединенных Наций поддержки в создании потенциала для определения, оценки и смягчения последствий основных факторов деградации экосистем. Результаты будут также содействовать активному регулированию человеческой деятельности, создающей угрозу прибрежному или морскому биоразнообразию и экосистемным услугам, в целях сведения к минимуму их негативных последствий. По просьбе государств-участников и в соответствии с приоритетами конкретных стран будет предоставляться поддержка в диапазоне от инструментов стратегического руководства до обучения национальных властей и гражданского общества. Для того чтобы показать ценность сохранения продуктивности прибрежных и морских экосистем и способы применения соответствующих экосистемных услуг для планирования развития также будут использоваться полевые демонстрационные проекты. Такая поддержка и проекты, основанные на испытанных программах, включая Конвенции и планы действий по региональным морям и ГПД, обеспечат механизмы перехода от концептуальной основы экосистемного подхода к более практическому применению при осуществлении планирования на локальном, региональном и локальном уровнях.

Ожидаемое достижение c) будет связано с совместными усилиями, направленными на укрепление взаимодействия между наукой и политикой на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также с оказанием странам помощи по созданию институциональных, правовых и политических условий, необходимых для включения товаров и услуг в осуществляемые ими меры по планированию развития, принятию решений и искоренению нищеты. Также поддержка будет предоставляться странам, использующим экосистемные данные, чтобы оказать им содействие при включении таких услуг в применяемые ими процессы планирования развития и принятия решений. По просьбе государств участников будет предоставляться поддержка созданию благоприятных политических, правовых и институциональных условий для доступа и совместного использования выгод, как указано в Нагойском протоколе. Также по запросу будет оказываться поддержка для сохранения биоразнообразия в ландшафтах суши и ландшафтах моря. В частности, странам будет предоставлена поддержка по созданию и развитию условий для осуществления МПС, связанных с биоразнообразием, уделяя особое внимание достижению Айчинских целевых показателей по биоразнообразию.

Документы по Подпрограмме 2

Резолюции Генеральной Ассамблеи

58/217 Международное десятилетие действий "Вода для жизни", 2005-2015 годы

64/198 Среднесрочный всеобъемлющий обзор хода проведения Международного десятилетия действий "Вода для жизни", 2005-2015 годы

65/155 На пути к устойчивому развитию Карибского моря в интересах нынешнего и будущих поколений

66/68 Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения 1995 года об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов

66/205 Устойчивое горное развитие

66/231 Мировой океан и морское право

Решения Совета управляющих

20/25 Пресноводные ресурсы

21/28 Дальнейшая разработка и укрепление программ по региональным морям: содействие сохранению и устойчивому использованию морской и прибрежной среды, укреплению партнерства и установлению связей с многосторонними природоохранными соглашениями

21/29 Создание программы по региональным морям для центральной зоны восточной части Тихоокеанского региона

22/1 Раннее предупреждение, оценка и мониторинг

II: Глобальная оценка состояния морской среды
III: Всемирный центр мониторинга природоохраны

22/2 Водные ресурсы

I: Политика и стратегия Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области водных ресурсов
II: Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности
III: Программы по региональным морям
IV: Коралловые рифы
V: Безопасность на море и охрана морской среды от загрязнения в результате аварий

22/5 Усиление роли Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области связанных с лесами вопросов

24/16 Обновленная политика и стратегия Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области водных ресурсов

A. Пресноводные ресурсы
B. Прибрежные районы, океаны и острова

25/10 Межправительственная научно политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам

  

 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge
energy2012

geo5

tree

nwb2016

unea

cop21

sport
rio20
paint
wed2013
Copyright © 2017. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH