News Feeds:

| Печать |

Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2010‑2013 годы
Окружающая среда для развития

Содержание

Стратегия одним взглядом.
 
I. Введение и справочная информация.
А. Цель Среднесрочной стратегии на 2010‑2013 годы..
В. Современное состояние окружающей среды в мире и основные тенденции.
С.Эволюция роли и мандата ЮНЕП и недавние изменения направлений приложения усилий.
1. Эволюция мандата ЮНЕП..
2. Недавние изменения направлений приложения усилий.
D. Вынесенные уроки и сравнительные преимущества.
1. Вынесенные уроки.
2. Сравнительные преимущества.
II. Видение ЮНЕП..
III. Стратегический курс: сквозные приоритеты и цели.
IV. Осуществление приоритетов и целей.
А. Надежные научные данные для лиц, принимающих решения: раннее предупреждение, мониторинг и оценка.
В. Повышение осведомленности, пропаганда и коммуникация.
С. Создание потенциала и технологическая поддержка: Балийский стратегический план.
D. Сотрудничество, координация и партнерства.
1. Многосторонние природоохранные соглашения.
2. Система Организации Объединенных Наций и международные учреждения.
3. Гражданское общество и частный сектор.
4. Сотрудничество с центрами передового опыта.
Е. Устойчивое финансирование для глобальной окружающей среды..
V. Институциональные механизмы..
А. Стратегическое присутствие.
В. Планирование, заточенное под результаты..
С. Управление институциональной базой знаний.
D. Гендерная чувствительность.
Е. Управление людскими ресурсами.
F. Мобилизация ресурсов.
VI. Мониторинг, оценка и механизм обзора Среднесрочной стратегии.

 ******************

Стратегия одним взглядом

На заре нового тысячелетия главы государств и правительств, собравшись в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, вновь подтвердили свою веру в Организацию и ее Устав как "нерушимую основу более мирного, процветающего и справедливого мира" и свою "коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне"[1].

Растущий объем научных данных[2] свидетельствует о том, что глобальное процветание и благосостояние людей зависят от продуктивности экосистем мира и тех услуг, которые они обеспечивают. С учетом того, что экосистемы находятся сегодня под беспрецедентным стрессом, перспективы устойчивого развития подвергаются серьезной угрозе.

В издании ЮНЕП "Глобальная экологическая перспектива ‑ 4: окружающая среда для развития (ГЕО‑4)" отмечено, что экологические и социальные системы могут достигнуть критической точки, за которой начинаются резкие, ускоряющиеся и потенциально необратимые изменения. Проработанные в "ГЕО‑4" сценарии показывают, что опасность достижения таких критических точек растет.

Хотя современные экологические вызовы порой могут казаться непреодолимыми, они также открывают возможности для отдельных лиц, местных общин и деловых кругов и для международного сотрудничества. Новые и захватывающие перспективы достижения устойчивого развития откроют использование экономических и нормативных инструментов, новых и существующих технологий и расширение способности заинтересованных участников создавать условия, благоприятствующие новаторству и творческому поиску.

"Мы должны не жалеть усилий в деле избавления человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей6".

Существующие экологические вызовы и возможности приведут к тому, что из зачастую второстепенной темы межправительственного и национального дискурса окружающая среда превратится в центральный вопрос политики и экономики. Связи между экологической устойчивостью и экономикой станут ключевым фактором государственной политики и детерменантой будущих рыночных возможностей.

Чтобы обеспечить экологические условия для процветания, стабильности и равенства, системам Организации Объединенных Наций необходимо добиться того, чтобы их реакция на существующие вызовы была соразмерна их масштабам и характеру открываемых ими возможностей. Будучи природоохранной программой Организации Объединенных Наций, ЮНЕП призвана играть роль лидера в озвучивании, поощрении и поддержке мер, принимаемых в ответ на эти экологические вызовы и возможности.

Ряд недавних изменений направлений деятельности затрагивает и саму систему Организации Объединенных Наций. Вновь в центре внимания находится будущая эволюция международного экологического руководства, включая призывы к большей слаженности внутри самой системы Организации Объединенных Наций, к гармонизации помощи в рамках новой организационной архитектуры, к повышению роли частного сектора, к национальной принадлежности программ развития и к основанному на результатах управлению.

ЮНЕП будет опережающе реагировать на эти изменения.

На этом фоне ЮНЕП подготовила Среднесрочную стратегию на 2010‑2013 годы в консультации с Комитетом постоянных представителей ЮНЕП, секретариатами находящихся под управлением ЮНЕП многосторонних природоохранных соглашений, а также представителями гражданского общества и частного сектора.

Среднесрочная стратегия характеризует следующий этап эволюции ЮНЕП, которая становится более эффективной, действенной и нацеленной на результаты организацией, отвечающей ожиданиям правительств и других заинтересованных в ней субъектов в плане реагирования на глобальные экологические вызовы и возможности.

Стратегический курс, начертанный в Среднесрочной стратегии, дает четкий и основанный на результатах ориентир для программ работы ЮНЕП. Этот ориентир позволит ЮНЕП более эффективно выполнять свой мандат, опираясь на накопленный экспертный потенциал и сравнительные преимущества по ограниченному числу приоритетных областей.

ЮНЕП наметила для себя шесть таких сквозных тематических приоритетов. Достижение ощутимых результатов по каждому из этих приоритетов будет целью ее усилий в период 2010‑2012 годов. Были также определены средства, которые будут использоваться ЮНЕП для реализации этих приоритетов, равно как и институциональные механизмы, которые будет необходимо создать для получения эффективных и действенных результатов.

Выбор шести сквозных тематических приоритетов диктовался научными знаниями, областями, в которых ЮНЕП обладает сравнительными преимуществами, мандатом ЮНЕП, приоритетами, озвученными на глобальных и региональных форумах, и оценкой областей, в которых деятельность ЮНЕП может сыграть решающую роль. Выбор средств осуществления определялся изменениями направлений деятельности системы Организации Объединенных Наций. Шестью сквозными тематическими приоритетами в английском алфавитном порядке являются:

ЮНЕП будет добиваться результатов по этим шести сквозным тематическим приоритетам, опираясь на потенциал и опыт отделов и региональных отделений ЮНЕП при активном сотрудничестве с правительствами, другими органами Организации Объединенных Наций, международными учреждениями, секретариатами многосторонних природоохранных соглашений, гражданским обществом, частным сектором и другими соответствующими партнерами в процессе реализации Среднесрочной стратегии.

Среднесрочная стратегия вновь ставит решительный упор на превращение ЮНЕП в более эффективную, действенную и нацеленную на результаты организацию путем:

а)  существенного укрепления ее потенциала реализации Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала;
b)  дальнейшего развития ее роли в качестве природоохранной программы Организации Объединенных Наций;
с)  обеспечения постановки ее деятельности на прочную научную основу;
d)  полного внедрения основанного на результатах управления.

В среднесрочной перспективе ЮНЕП видится как:

"Ведущая глобальная природоохранная организация, определяющая глобальную экологическую повестку дня, содействующая согласованному осуществлению экологической составляющей устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющаяся авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды".

 

I. Введение и справочная информация

 

А. Цель Среднесрочной стратегии на 2010‑2013 годы

 

1.                Мир претерпевает процесс беспрецедентных экологических изменений, который порождает как вызовы, так возможности. Одновременно с этим перед ЮНЕП стоит свой внутренний вызов в плане превращения в более эффективную, действенную и нацеленную на результаты организацию, действующую как "Одна единая ЮНЕП". Среднесрочная стратегия на 2010‑2013 годы была разработана как средство реагирования на эти вызовы обоих типов.

2.                Среднесрочная стратегия служит рамочной основой ориентированного на результаты программирования высокого уровня, которая будет служить мерилом общей эффективности деятельности ЮНЕП. Следовательно, Стратегия определяет перспективу и направление всей деятельности ЮНЕП на период 2010‑2013 годов, включая результаты, которые будут получены в результате осуществления:

                   а)            двухгодичных программ работы ЮНЕП периоды 2010‑2011 и 2012‑2013 годов;

                   b)            портфеля Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС) ЮНЕП на 2010‑2014 годы;

                   с)            целевых взносов ЮНЕП.

3.                В Среднесрочной стратегии намечены шесть сквозных тематических приоритетов. Для каждого приоритета установлены "объективные" и "ожидаемые достижения" в соответствии с определениями этих терминов, содержащимися в соответствующих Инструкциях Организации Объединенных Наций9, отталкиваясь от сравнительных преимуществ ЮНЕП, учитывая изменения направлений приложения усилий и опираясь на вынесенные уроки, Среднесрочная стратегия также содержит средства осуществления и институциональные механизмы, которые необходимы для реализации ее целей.

4.                Для полного внедрения в ЮНЕП основанного на результатах управления подпрограммы, входящие в программы работы ЮНЕП на период осуществления Среднесрочной стратегии, будут выстроены вокруг шести сквозных тематических приоритетов.

5.                Преимуществами Среднесрочной стратегии для правительств и других участников деятельности ЮНЕП явятся:

                   а)            целенаправленное, эффективное и действенное достижение результатов;

                   b)            четкие и транспарентные контроль и оценка деятельности.

В. Современное состояние окружающей среды в мире и основные тенденции

 

6.                В подготовленной ЮНЕП публикации "ГЕО‑4" содержится оценка изменений окружающей среды и того, каким образом они сказываются на безопасности, здоровье, социальных отношений и материальных потребностях (благосостояние людей) и развития в целом, включая основные атмосферные экологические проблемы, прежде всего глобальный вызов изменения климата, и ухудшение состояния экосистем и услуг, которые они обеспечивают.

7.                В издании "ГЕО‑4" и других недавних оценках говорится о беспрецедентных экологических изменениях на глобальном и региональном уровнях, которые могут достигнуть критических точек, за которыми начинаются резкие, ускоряющиеся и потенциально необратимые изменения. Эти беспрецедентные изменения вызваны человеческой деятельностью, осуществляемой во все более глобализированном, урбанизированном и индустриализированном мире под воздействием расширяющихся потоков товаров, услуг, капитала, людей, технологий, информации, идей и рабочей силы.

8.                Экологические изменения затрагивают пути развития человечества, причем самыми уязвимыми являются женщины, дети и другие группы, находящиеся в непривилегированном положении. Так, конфликты, насилие и преследования приводят к массовому перемещению гражданского населения, вынуждая миллионы людей жить в плохо приспособленных для этого местах в своих странах или за границей. Это подрывает, порой на десятилетия, их устойчивый быт, экономическое развитие и способность экосистем удовлетворять растущий спрос на ресурсы.

9.                Преимущества раннего принятия мер по охране окружающей среды перевешивают трудности. Предпринимаемые в интересах охраны окружающей среды действия и усилия по повышению эффективности и устойчивости использования ресурсов открывают большие возможности перед отдельными лицами, местными общинами и деловыми кругами и для международного сотрудничества. Кроме того, понимание ценности, к примеру, услуг, обеспечиваемых экосистемами, способно облегчить переход на рельсы устойчивого развития. Такой переход невозможен без компромиссов, которые могут быть сопряжены с трудными решениями о выборе между различными ценностями и озабоченностями в обществе, и требует поддержки со стороны эффективно управляемых, новаторских и нацеленных на результаты учреждений, способных создать надлежащие предпосылки для перемен.

10.              Страны и международное сообщество должны активнее добиваться перехода на рельсы устойчивого развития при помощи таких средств, как создание потенциала и технологическая поддержка развивающихся стран. Принятию своевременных действий могут способствовать последовательные усилия по превращению деятельности в области предотвращения, смягчения последствий и приспособления к новым условиям в важнейшую составляющую процесса принятия решений.

11.              Изменения условий окружающей среды, о которых говорится в "ГЕО‑4" и других недавних оценках, таких как четвертый доклад об оценке Межправительственной группы по изменению климата, опубликованный в 2007 году, и доклад об оценке экосистем на пороге тысячелетия, подготовленный в 2003 году, свидетельствуют о необходимости срочного внимания к наиболее насущным экологическим проблемам. Содержащиеся в этих документах убедительные научные данные положены в основу выбора сквозных тематических приоритетов ЮНЕП на период 2010‑2013 годов.

С. Эволюция роли и мандата ЮНЕП и недавние изменения направлений приложения усилий

 

1.  Эволюция мандата ЮНЕП

 

12.              Среднесрочная стратегия основана на мандате ЮНЕП, который постоянно эволюционировал с момента создания ЮНЕП в 1972 году11. Этот процесс включал в себя создание двух новых органов высокого уровня в 1999 году: Глобального форума по окружающей среде на уровне министров в качестве форума высокого уровня Организации Объединенных Наций по разработке экологической политики и Группы по рациональному природопользованию Организации Объединенных Наций, призванной улучшить слаженность и согласованность межучрежденческой политики

13.              Министры по вопросам окружающей среды и главы делегаций, присутствующие на первой сессии Глобального форума по окружающей среде на уровне министров в Мальмё в 2000 году, отметили "вызывающий тревогу разрыв между обязательствами и действиями" и "громадный риск, связанный с изменением климата" и призвали к усилению ЮНЕП путем постановки ее деятельности на более широкую и более предсказуемую финансовую основу. Необходимость укрепления ЮНЕП была вновь озвучена в принятом в 2002 году решении о "Картахенском пакете"14, в котором Совет управляющих ЮНЕП, среди прочего, призвал к укреплению роли, авторитета и финансового положения ЮНЕП; укреплению научной базы ЮНЕП; улучшению координации и повышению эффективности многосторонних природоохранных соглашений; и усилению координации в рамках всей системы Организации Объединенных Наций с уделением особого внимания роли Группы по рациональному природопользованию.

14.              Последнее изменение, затрагивающее эволюцию роли и мандата ЮНЕП, произошло в феврале 2005 года в связи с принятием Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала (Балийский стратегический план), который, среди прочего, направлен на более согласованное, скоординированное и эффективное осуществление мероприятий по созданию потенциала и оказанию технической поддержки в области охраны окружающей среды на всех уровнях и со стороны всех участников, включая ЮНЕП, в ответ на приоритеты и потребности стран.

15.              Мандат ЮНЕП по‑прежнему охватывает пять общих взаимосвязанных областей:

                   а)            анализ состояния окружающей среды в мире;

                   b)            стимулирование и поощрение международного сотрудничества и действий;

                   с)            представление рекомендаций по вопросам политики и информации в рамках раннего оповещения, на основе надежных научных данных и оценок;

                   d)            содействие разработке, осуществлению и эволюции норм и стандартов и развитие слаженного взаимодействия между международными природоохранными конвенциями;

                   е)            укрепление технологической поддержки и потенциала в соответствии с потребностями и приоритетами стран.

2. Недавние изменения направлений приложения усилий

 

16.              Эволюция мандата ЮНЕП происходила на фоне более широких изменений на международной арене. Все международное сообщество стремится к достижению устойчивого развития, концепция которого была обоснована в докладе Комиссии Брундтланд, озаглавленном "Наше общее будущее"17, в 1987 году, а впоследствии окончательно введена в международную повестку дня в итоговых документах Встречи на высшем уровне "Планета Земли", состоявшейся в Рио‑де‑Жанейро в 1992 году.

17.              ЮНЕП содействует последовательному осуществлению экологической составляющей устойчивого развития ‑ концепции, согласно которой необходимо объединить экономические, экологические и социальные соображения как взаимозависимые и усиливающие друг друга важнейшие составляющие деятельности.

18.              В приложении II к настоящему докладу содержится общий обзор основных международных событий и изменений направлений приложения усилий, включая Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, Парижскую декларацию по повышению эффективности внешней помощи и Римскую декларацию по гармонизации. Хотя не все эти изменения направлений приложения усилий непосредственно связаны с окружающей средой, они тем не менее имеют большое значение для ЮНЕП.

19.              Ряд недавних изменений направлений приложения усилий затрагивает саму систему Организации Объединенных Наций. Вновь повышенное внимание уделяется будущей эволюции международного экологического руководства, включая призывы к большей слаженности в системе Организации Объединенных Наций и растущий упор на роль частного сектора, на реагирование на приоритеты на страновом уровне и на управление, основанное на результатах.

20.              Руководствуясь этими изменениями направлений приложения усилий, ЮНЕП выбрала средства достижения своих целей, в том числе при осуществлении Балийского стратегического плана.

21.              Что касается международного экологического руководства, то документ с изложением вариантов, подготовленный сопредседателями Неофициального консультативного процесса по институциональным рамкам для природоохранной деятельности Организации Объединенных Наций дает представление об амбициозных, но при этом постепенных коррективах, которые можно внести в международную систему экологического руководства для более полного удовлетворения существующих потребностей. Несмотря на существование, по‑видимому, значительного согласия по поводу функций, которые должны выполняться природоохранным органом в рамках системы Организации Объединенных Наций, продолжаются споры о том, в какой форме этот орган должен действовать. ЮНЕП примет к исполнению выводы по вопросам международного экологического руководства, которые будут сделаны по итогам обсуждений в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

D. Вынесенные уроки и сравнительные преимущества

 

1. Вынесенные уроки

 

22.              Секретариат ЮНЕП прошел через интенсивный процесс самоосмысления и организационного обучения в период 2006‑2007 годов в стремлении превратить свою организацию в более эффективную, действенную и нацеленную на результаты программ, которая действует как "Одна единая ЮНЕП". Данный процесс осуществлялся как посредством внешних обзоров, так и в рамках внутренних, межсекторальных целевых групп. В результате этого секретариат сформулировал ряд вынесенных уроков, включая:

а)  необходимость уделения усиленного внимания взаимосвязям между экологической составляющей устойчивого развития и экономической и социальной составляющими;

b)  необходимость более гибко реагировать на региональные и страновые потребности и приоритеты;

с)  важность наличия прочной и авторитетной научной базы;

d)  необходимость поддерживать еще более тесные связи с секретариатами многосторонних природоохранных соглашений для согласованных действий по решению основных экологических проблем;

е)  необходимость укрепить сотрудничество с другими органами Организации Объединенных Наций, в том числе путем проведения работы через страновые группы Организации Объединенных Наций и вместе с ними;

f)  преимущества работы вместе с гражданским обществом, частным сектором и всем кругом основных групп при осуществлении программы работы ЮНЕП;

g)  важность озвучивания и демонстрации результатов деятельности и создания рабочего коллектива, соответствующего программным потребностям;

h)  необходимость предусмотреть в программе работы и бюджете стимулы для межсекторальной работы и работы с региональными отделениями ЮНЕП;

i)   необходимость в мобилизации ресурсов для осуществления стратегии и основанных на результатах программ;

j)   необходимость улучшения административных и деловых процессов.

23.              Эти уроки необходимым образом учитываются в Среднесрочной стратегии в рамках содержащихся в ней форм осуществления и институциональных механизмов, призванных обеспечить реализацию ЮНЕП поставленных целей и ожидаемых достижений.

2. Сравнительные преимущества

 

24.              ЮНЕП в состоянии предоставить уникальный комплекс экспертных знаний и услуг, касающихся охраны окружающей среды и ее взаимосвязи с развитием. Опыт осуществления своего мандата с 1972 года позволил ЮНЕП обрести и продемонстрировать следующие сравнительные преимущества:

а)  ЮНЕП обеспечивает в системе Организации Объединенных Наций форум высокого уровня по разработке экологической политики и является авторитетным рупором охраны окружающей среды во всем мире;

b)  ЮНЕП имеет прочные и давние связи с министерствами по вопросам окружающей среды, региональными природоохранными органами, а также деловыми кругами и частным сектором по вопросам охраны окружающей среды;

с)  ЮНЕП использует междисциплинарные подходы для решения экологических проблем, включая взаимосвязи между экологическими изменениями, развитием и благосостоянием людей;

d)  ЮНЕП имеет доступ и в состоянии генерировать большой объем специальных экспертных знаний и информации о путях решения экологических проблем и, что особенно важно, о взаимосвязях между ними, в том числе посредством своего портфеля ФГОС;

е)  ЮНЕП обладает обширным опытом и является глобальным природоохранным лидером в рамках:

                         i)              совместной работы с научной и технической общественностью на стыке науки и политики, включая подготовку комплексных экологических оценок для определения приоритетов в деятельности и принятия решений;

                        ii)              содействия и поддержки международных процессов в области права и политики по вопросам окружающей среды с участием широкого круга заинтересованных субъектов;

                       iii)              стимулирования регионального сотрудничества для решения новых и трансграничных экологических проблем;

f)  ЮНЕП имеет прочные связи с основными природоохранными органами посредством:

                         i)              создания и выполнения функций принимающей организации для секретариатов многосторонних природоохранных соглашений;

                        ii)              функционирования в качестве одного из учреждений‑исполнителей ФГОС, в том числе в качестве секретариата Научно‑технической консультативной группы;

                       iii)              партнерских соглашений с сотрудничающими центрами передового опыта и функционирования в качестве принимающей организации для секретариатов многих партнерских инициатив;

                       iv)              своей сети региональных отделений;

g)  ЮНЕП выполняет в системе Организации Объединенных Наций центральную роль в области природоохранной деятельности и в обеспечении слаженности путем участия в многочисленных межучрежденческих советах, партнерствах и других механизмах;

h)  ЮНЕП обладает полномочиями по созыву совещаний для решения всего комплекса экологических проблем и обладает большим опытом создания сетей с правительствами, органами Организации Объединенных Наций, международными учреждениями, широкой научной общественностью, гражданским обществом и частным сектором.

II. Видение ЮНЕП

 

25.              Деятельность ЮНЕП будет основываться на таких основополагающих ценностях, провозглашенных в Декларации тысячелетия, как свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважительное отношение к природе и совместная ответственность, а также признании, среди прочего, принципа общей, но дифференцированной ответственности, как он постулирован в Рио‑де‑Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Работа ЮНЕП, как и прежде, будет ориентирована также на содействие достижению соответствующих Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и укрепление понимания согласованных международных целей и задач в области охраны окружающей среды.

26.              В среднесрочной перспективе ЮНЕП видится как:

"ведущий глобальный природоохранный орган, определяющий глобальную экологическую повестку дня, содействующий согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющийся авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды".

27.              ЮНЕП постарается реализовать это видение, сосредоточив свои усилия в период 2010‑2013 годов на шести сквозных тематических приоритетах, о которых подробнее сказано в главе III ниже, используя потенциал и экспертные знания отделов и региональных отделений ЮНЕП и средства осуществления, охарактеризованные в главе IV, а также учредив институциональные механизмы, которые описываются в главе V.

28.              ЮНЕП будет активно сотрудничать с правительствами, другими органами Организации Объединенных Наций, международными учреждениями, секретариатами многосторонних природоохранных соглашений, гражданским обществом, частным сектором и другими соответствующими партнерами в процессе осуществления Среднесрочной стратегии.

III. Стратегический курс: сквозные приоритеты и цели

 

29.              В период 2010‑2013 годов ЮНЕП сосредоточит свои усилия по реализации своего мандата на выполнении роли природоохранного лидера по шести сквозным тематическим приоритетам. Ими в английском алфавитном порядке являются:

а)  изменение климата;

b)  катастрофы и конфликты;

с)  экосистемное управление;

d)  экологическое руководство;

е)  вредные вещества и опасные отходы;

f)  эффективность использования ресурсов – устойчивое потребление и производство.

30.              Эти сквозные тематические приоритеты были выбраны исходя из:

а)  научных данных;

b)  сравнительных преимуществ и мандата ЮНЕП;

с)  приоритетов, озвученных на глобальных и региональных форумах;

d)  оценки того, в каких областях вклад ЮНЕП может сыграть решающую роль.

31.              В рамках каждого сквозного тематического приоритета установлены объективные и ожидаемые достижения, как эти термины определяются в соответствующих Инструкциях Организации Объединенных Наций. Выбор сквозных тематических приоритетов позволяет сосредоточить усилия ЮНЕП на ее отличительной роли и не обязательно подразумевает, что ЮНЕП будет выполнять роль общего лидера. Средства осуществления и институциональные механизмы, поддерживающие реализацию этих целей и ожидаемых достижений, характеризуются в главах IV и V, включая пояснения по поводу того, каким образом ЮНЕП будет сотрудничать с другими соответствующими субъектами.

32.              Между этими шестью сквозными тематическими приоритетами существует масса взаимосвязей и позитивных синергетических взаимодействий, и в соответствующих случаях деятельность будет также направлена на достижение побочных выгод, например, путем использования взаимосвязей между устойчивым экосистемным управлением и смягчением последствий изменения климата и приспособлением к нему.

A. Изменение климата

 

33.              Цель ЮНЕП – укрепить способность стран интегрировать меры, принимаемые в ответ на изменение климата, в свои процессы национального развития.

34.              Согласуясь с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата и более широким подходом Организации Объединенных Наций к решению проблемы изменения климата, цели и ожидаемые достижения предусматривают осуществление природоохранного лидерства в четырех наиболее заметных областях международных ответных мер на изменение климата: приспособление, смягчение последствий, технология и финансы, а также взаимосвязи между ними. Работа ЮНЕП будет дополнять другие процессы и деятельность других учреждений и будет ориентирована на задействование существенных дополнительных выгод от действий в ответ на изменение климата и их вклада в экологическую устойчивость. Она будет включать в себя усилия по созданию благоприятных условий на национальном уровне путем поощрения принятия национальных нормативных, экономических и институциональных рамок, адекватных тем вызовам, которые бросает нам изменение климата. ЮНЕП будет помогать уязвимым государствам приспособиться к изменяющемуся климату путем создания потенциала сопротивляемости в наиболее важных национальных секторах с особым упором на национальные, субнациональные и муниципальные оценки, экосистемное управление, экономические стимулы, обеспечение готовности к бедствиям и поддержку достижения Целей развития Декларации тысячелетия. В области смягчения последствий ЮНЕП будет оказывать странам помощь в осуществлении перехода к обществу, основанному на более эффективном использовании энергии, энергосбережении и применении более чистых источников энергии с упором на возобновляемую энергию и на улучшение землепользования.

35.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

а)  растущее включение планов по приспособлению к изменениям, финансирования и затратоэффективных превентивных мер в процессы национального развития на базе научной информации, комплексных оценок воздействия на климат и местных климатических данных;

b)  принятие странами обоснованных политических, технологических и инвестиционных решений, способствующих сокращению выбросов парниковых газов и использованию потенциальных побочных выгод, с упором на чистые и возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и энергосбережение;

с)  внедрение более совершенных технологий и постепенный отказ от устаревших технологий при финансировании из частных и государственных источников, включая Механизм чистого развития;

d)  расширение процесса связывания углерода за счет улучшения землепользования, уменьшения темпов обезлесения и деградации земель;

е)  получение лицами, ответственными за разработку политики, и переговорщиками, гражданским обществом и частным сектором на национальном уровне более широкого доступа к соответствующей научной информации и знаниям об изменении климата, которые необходимы им для принятия решений.

B. Катастрофы и конфликты

 

36.              Цель ЮНЕП состоит в сведении к минимуму экологических угроз для благосостояния людей, обусловленных конфликтами и катастрофами, имеющими экологические причины или последствия.

37.              ЮНЕП будет играть лидерскую роль в создании национального потенциала минимизации угроз для благосостояния людей, обусловленных конфликтами и катастрофами, имеющими экологические причины или последствия. Стремление к обеспечению бóльшей слаженности действий системы Организации Объединенных Наций и Балийский стратегический план открывают важные возможности для выполнения этой роли и выработки комплексного подхода к катастрофам и конфликтам, охватывающего ключевые составляющие факторов уязвимости и уменьшения риска, чрезвычайного реагирования и восстановления, а также миростроительства. Это позволит внести вклад в достижение Целей развития Декларации тысячелетия и Хиогской рамочной программы действий на 2005‑2015 годы. В рамках этих составляющих ЮНЕП будет акцентировать внимание на важности учета экологических рисков и факторов уязвимости в качестве предпосылки устойчивого развития. ЮНЕП будет добиваться интеграции потребностей рационального природопользования в планы восстановления и стратегии миростроительства соответствующих органов Организации Объединенных Наций, включая страновые группы Организации Объединенных Наций, Группу Организации Объединенных Наций по вопросам развития и Комиссию по миростроительству.

38.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

а)  осуществление государствами природоохранного управления, которое содействует уменьшению опасности бедствий и предотвращению конфликтов;

b)  смягчение последствий острых экологических рисков, порождаемых конфликтами и бедствиями;

с)  обеспечение того, чтобы послекризисная оценка и процесс восстановления способствовали улучшению природоохранного управления и устойчивому использованию природных ресурсов.

C. Экосистемное управление

 

39.              Цель ЮНЕП – добиться того, чтобы страны использовали экосистемный подход для улучшения благосостояния людей.

40.              Содействие управлению и восстановлению экосистем на устойчивой основе в интересах социально‑экономического развития является ключевой областью деятельности ЮНЕП. ЮНЕП будет по‑прежнему стимулировать комплексные подходы к оценке и управлению пресноводными, наземными, а также береговыми и морскими экосистемами, в том числе посредством комплексного управления водными ресурсами, оценки деградации земель в засушливых районах, Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности и Программы региональных морей. В рамках содействия осуществлению более комплексного подхода ЮНЕП будет опираться на свои знания и на комплексные экологические оценки в интересах более эффективного управления природными системами на множественных уровнях и на сквозной основе. ЮНЕП будет поощрять адаптивное управление, основанное на участии, принятие решений и устойчивое финансирование путем введения платы за экосистемные услуги для преодоления разрозненности при управлении природными системами, которая привела к потере биологического разнообразия, фрагментации ареалов обитания и ухудшению качества экосистемных услуг, имеющих критически важное значение для благосостояния людей. ЮНЕП и далее будет привлекать внимание к тесной взаимосвязи между состоянием экосистем и благосостоянием людей, в том числе в плане нищеты и здоровья. Эти взаимосвязи были со всей очевидностью выявлены в рамках Оценки экосистем на пороге тысячелетия.

41.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

а)  растущее включение странами и регионами подхода с позиций экосистемного управления в процессы развития и планирования;

b)  обретение странами потенциала пользоваться средствами экосистемного управления;

с)  начало странами и регионами работы по корректировке своих экологических программ и бюджетов в интересах решения проблемы ухудшения качества отдельных первоочередных экосистемных услуг.

D. Экологическое руководство

 

42.              Цель ЮНЕП – добиться укрепления экологического руководства на страновом, региональном и глобальном уровнях для решения согласованных первоочередных задач охраны окружающей среды.

43.              Экологическое руководство на национальном, региональном и глобальном уровнях имеет критически важное значение для достижения экологической устойчивости. На глобальном уровне ЮНЕП будет содействовать улучшению слаженности и сотрудничества между природоохранными механизмами. Это будет включать в себя выявление взаимосвязей между многосторонними природоохранными соглашениями для обеспечения возможностей по более эффективному осуществлению на всех уровнях сквозных тематических приоритетов и для достижения целей каждого из них. ЮНЕП будет обеспечивать на всех уровнях поддержку правительств в разработке, осуществлении и укреплении необходимых процессов, институтов, законов, политики и программ в интересах достижения устойчивого развития и будет вносить вклад в развитие норм и стандартов обеспечения экологической базы устойчивого развития. ЮНЕП будет и впредь поощрять сотрудничество и действия, опирающиеся на прочную научную основу. ЮНЕП будет сотрудничать с органами Организации Объединенных Наций, международными учреждениями, региональными и национальными органами, многосторонними природоохранными соглашениями, правительствами, гражданским обществом и частным сектором, добиваясь растущего учета природоохранных соображений в других секторальных процессах и планах, в том числе на страновом уровне. ЮНЕП будет также играть активную роль в текущем обсуждении проблем руководства Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и своим Советом управляющих/Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров в рамках "Картахенского пакета".  ЮНЕП будет по‑прежнему поддерживать и вносить вклад в деятельность Группы по рациональному природопользованию и Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития.

44.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

а)  обеспечение большей слаженности действий системы Организации Объединенных Наций в международных процессах принятия решений в области окружающей среды, в том числе в рамках многосторонних природоохранных соглашений;

b)  растущее выполнение государствами своих природоохранных обязательств и достижение ими своих первоочередных целей и задач в области охраны окружающей среды на основе укрепления законов и институтов;

с)  растущий учет соображений экологической устойчивости при осуществлении национальных процессов в области развития и процессов общего программирования по странам Организации Объединенных Наций;

d)  получение заинтересованными субъектами на национальном и международном уровнях доступа к надежной научной информации и политическим рекомендациям, необходимым для принятия решений.

E. Вредные вещества и опасные отходы

 

45.              Цель ЮНЕП – свести к минимуму воздействие вредных веществ и опасных отходов на окружающую среду и на людей.

46.              В рамках более широких усилий Организации Объединенных Наций по уменьшению воздействия вредных веществ и опасных отходов на окружающую среду и здоровье людей ЮНЕП по-прежнему будет выполнять лидерскую роль и участвовать в ряде партнерств по решению этих проблем, включая Партнерство по чистому топливу и транспорту. ЮНЕП будет направлять свои усилия на укрепление стратегических союзов, обслуживание Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ и осуществление его экологического компонента; поддержку разработки и усовершенствования международно согласованных режимов по регулированию химических веществ; и оказание странам помощи в расширении их потенциала в области рационального регулирования химических веществ и опасных отходов, включая сбор соответствующих данных и информации, в интересах охраны окружающей среды и здоровья людей. ЮНЕП также будет поддерживать инициативы по конкретным химическим веществам, таким как ртуть, тяжелые металлы, химические вещества, регламентируемые многосторонними природоохранными соглашениями, такие как озоноразрушающие вещества и другие химические вещества, вызывающие глобальную озабоченность; и будет реагировать на новые возникающие проблемы.

47.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

                   а)            укрепление потенциала и финансовых возможностей государств и других заинтересованных субъектов в области оценки, управления и уменьшения рисков для здоровья людей и окружающей среды, порождаемых химическими веществами и опасными отходами;

                   b)            предоставление государствам и другим заинтересованным субъектам согласованных международных политических и технических рекомендаций по вопросам регулирования вредных химических веществ и опасных отходов на более безопасной с точки зрения охраны окружающей среды основе, в том числе за счет применения более эффективных технологий и наилучших видов практики;

                   с)            разработка и внедрение надлежащей политики и систем контроля за опасными веществами, вызывающими глобальную озабоченность, в соответствии с международными обязательствами государств.

F. Эффективность использования ресурсов ‑ устойчивое потребление и производство

 

48.              Цель ЮНЕП ‑ добиться того, чтобы добыча, переработка и потребление природных ресурсов осуществлялись на более устойчивой с точки зрения охраны окружающей среды основе.

49.              ЮНЕП будет стремиться к тому, чтобы разорвать связь между ростом производства и потребления товаров и услуг и истощением ресурсов и деградацией окружающей среды, а также к укреплению научной основы, позволяющей добиться этого результата. Применение экологически обоснованных технологий и комплексное управление отходами приведут к более эффективному использованию ресурсов. Чтобы разорвать эту связь, необходимы реформы государственной политики, изменения в области управленческой практики и практики принятия решений в частном секторе и растущее понимание со стороны потребителей. Сочетание этих подходов будет использоваться для достижения отказа от неэффективных и загрязняющих окружающую среду методов производства и потребления, в том числе через 10‑летнюю рамочную основу программ в области устойчивого потребления и производства в рамках Марракешского процесса. Большое внимание в этой работе ЮНЕП будет уделять государственно‑частным партнерствам, направленным на обеспечение более устойчивых жизненных циклов продукции и цепочек снабжения.

50.              Ожидаемыми достижениями ЮНЕП будут:

                   а)            повышение эффективности использования ресурсов и уменьшение загрязнения по отношению к жизненным циклам продукции и цепочкам снабжения;

                   b)            увеличение инвестиций в эффективные, чистые и безопасные методы промышленного производства на основе реализации государственной политики и мер частного сектора;

                   с)            предпочтение потребителями более эффективной с точки зрения использования ресурсов и экологически дружественной продукции.

51.              Матрица целей, показателей и ожидаемых достижений по каждому сквозному тематическому приоритету содержится в приложении IV к настоящему документу.

IV. Осуществление приоритетов и целей

 

52.              ЮНЕП будет добиваться получения результатов в рамках шести сквозных тематических приоритетов при реализации своих программ работы путем использования потенциала и экспертных знаний отделов и региональных отделений ЮНЕП и с помощью средств осуществления, охарактеризованных ниже, в сотрудничестве со всеми заинтересованными субъектами и партнерами.

А. Надежные научные данные для лиц, принимающих решения: раннее предупреждение, мониторинг и оценка

 

53.              В "ГЕО‑4" и других недавних оценках показана взаимосвязь между экологическими изменениями, развитием и благосостоянием людей и подчеркивается стратегическая необходимость в адаптивных нормативных, институциональных и рыночных системах, которые могут реагировать на экологические изменения и на их воздействие на развитие и благосостояние людей.

54.              "ГЕО‑4" служит отправным пунктом для удовлетворения первоочередных потребностей стран в шести сквозных тематических приоритетных областях и реагирования на другие экологические вызовы. Шесть сквозных тематических приоритетов ЮНЕП обеспечивают стратегическую возможность добиться взаимосвязанности мер реагирования на современные и будущие экологические вызовы, стоящие перед человечеством. Новейшие научные исследования и разработки, растущая доступность своевременных и актуальных данных и информации и использование показателей, увязанных с политикой, служат фундаментом для Среднесрочной стратегии и по‑прежнему будут использоваться в качестве основы при разработке программ и политики в рамках ЮНЕП.

55.              Комплексные экологические оценки, которые позволяют выявить состояние окружающей среды и ее тенденций, будут использоваться для информирования лиц, принимающих решения, и обеспечения выполнения ЮНЕП своей лидирующей природоохранной роли в системе Организации Объединенных Наций, равно как и укрепления ее потенциала эффективнее реагировать на глобальны, региональные и национальные потребности правительств, в частности с точки зрения создания потенциала и технологической поддержки. Более полное понимание взаимосвязей между экологическими изменениями, развитием и благосостоянием людей также укрепит способность ЮНЕП мобилизовать существенные финансовые ресурсы на поддержку дальнейших политических релевантных научных исследований и предоставление устойчивой помощи правительствам с целью эффективного реагирования на соответствующем уровне. Процесс подготовки докладов серии Глобальной экологической перспективы обеспечивает базу знаний для укрепления понимания ЮНЕП этих взаимосвязей и сведения воедино процессов разработки экологической политики и политики по вопросам развития.

56.              Анализ состояния окружающей среды с использованием научно достоверного мониторинга и оценок станет основой реализации ЮНЕП шести сквозных тематических приоритетов Среднесрочной стратегии. Этот подход будет повышать роль науки в расстановке приоритетов и информировании лиц, принимающих решения. Он также поможет выявлять потребности в новых данных и научных исследованиях и будет поощрять инициативы, направленные на удовлетворение таких потребностей.

В. Повышение осведомленности, пропаганда и коммуникация

 

57.              ЮНЕП будет вдохновлять и поощрять природоохранные действия и инновации в шести сквозных тематических приоритетных областях. Это будет достигаться за счет повышения осведомленности, пропаганды и коммуникации, в том числе образования и подготовки кадров, как неотъемлемой составной части деятельности по реализации шести сквозных тематических приоритетов. Мероприятия будут включать в себя разработку и осуществление стратегий и программ ЮНЕП в области коммуникации и пропаганды, в частности программы ежегодных торжественных мероприятий по случаю Всемирного дня окружающей среды, и в более широком смысле ‑ в рамках программной стратегии специальных мероприятий и премий на основе различных инициатив, включающих инициативы по привлечению детей и молодежи, развитию спорта, а также кампанию "Посадить миллиард деревьев".

58.              Шесть сквозных тематических приоритетов будут определять цели и результаты информационно‑пропагандистской и коммуникационной стратегии ЮНЕП, которая будет предусматривать популяризацию четких установок по различным вопросам, в частности в рамках стратегии ЮНЕП в отношении СМИ и через корпоративный веб‑сайт ЮНЕП, ежегодные доклады ЮНЕП и другие публикации. ЮНЕП обеспечит, чтобы ее информационно‑пропагандистские усилия не ограничивались лишь природоохранными форумами.

59.              По мере необходимости будут готовиться специальные информационно-пропагандистские материалы и программы в связи со сквозными тематическими приоритетами для поддержки и дополнения предметной работы отделов и региональных отделений ЮНЕП. Гражданское общество, включая детей и молодежь, и частный сектор будут адресатами специальных информационных материалов и кампаний, которые будут разрабатываться отделами и региональными отделениями ЮНЕП. Гражданское общество будет также задействовано в помощь информационно‑коммуникационных усилий ЮНЕП.

60.              Создание учебно‑методических ресурсов, сетей и партнерств в области охраны окружающей среды будет направлено на поддержку шести сквозных тематических приоритетов и Десятилетия образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005‑2014 годы).

С. Создание потенциала и технологическая поддержка: Балийский стратегический план

 

61.              Балийский стратегический план открывает перед ЮНЕП беспрецедентную возможность изменить способы своего функционирования для более эффективного удовлетворения потребностей правительств и партнеров.

62.              Для осуществления целей Балийского стратегического плана потребуются устойчивая долгосрочная приверженность и финансовая поддержка. Первым делом ЮНЕП обеспечит, чтобы деятельность по созданию потенциала и оказанию технологической поддержки проводилась в рамках осуществления всех первоочередных областей и составляла неотъемлемую часть программ работы ЮНЕП.

63.              ЮНЕП попытается существенно улучшить достижение целей Балийского стратегического плана. Это потребует осознанного привлечения к работе стратегических партнеров из семьи Организации Объединенных Наций и в растущей степени ‑ из гражданского общества и частного сектора.

64.              Улучшение деятельности по осуществлению будет достигнуто за счет ряда процессов и партнерств, включая:

                   а)            укрепление регионального присутствия ЮНЕП и повышение роли региональных отделений для содействия комплексной поддержки стран со стороны всей ЮНЕП;

                   b)            растущее участие ЮНЕП в деятельности Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и стремление укрепить компонент экологической устойчивости в процессе Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития, постконфликтных оценок потребностей, оценок потребностей после стихийных бедствий и более широкого сотрудничества с операциями Организации Объединенных Наций, в том числе путем создания инструментов и организации подготовки кадров по вопросам экологической устойчивости для других органов Организации Объединенных Наций;

                   с)            работу с координаторами‑резидентами, страновыми группами Организации Объединенных Наций и соответствующими межучрежденческими группами и через них;

                   d)            продолжение подготовки персонала ЮНЕП для его ознакомления с процессом Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития и его принципами и вовлечение персонала ЮНЕП в этот процесс на уровне стран;

                   е)            укрепление партнерства ЮНЕП с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и обеспечение более тесного сотрудничества между региональными отделениями ЮНЕП, ресурсными центрами ПРООН и страновыми отделениями ПРООН, в том числе через совместный Фонд по борьбе с бедностью и охране окружающей среды ПРООН‑ЮНЕП;

                   f)             расширение помощи странам в области оценки, выбора и внедрения технологий;

                   g)            расширение способности стран находить источники устойчивого финансирования и получать к ним доступ, в том числе с использованием директивного и рыночного механизмов;

                   h)            работу с международными учреждениями, включая финансовые учреждения, и с двусторонними организациями по оказанию помощи;

                   i)             содействие сотрудничеству Юг‑Юг в качестве одного из ключевых механизмов для осуществления проектов наращивания потенциалов и технологической поддержки на местах, включая работу с широким кругом партнеров и организаций;

                   j)             разработку программы Север‑Юг, предусматривающей привлечение центров передового научного опыта в странах Севера вместе с широким кругом национальных и региональных партнеров и организаций в странах Юга, особенно в области данных, информации и оценок, касающихся окружающей среды.

65.              Для полной реализации целей Балийского стратегического плана ЮНЕП примет к исполнению заключения, которые будут сделаны в рамках процесса реформ в системе Организации Объединенных Наций. Группа высокого уровня по вопросу о слаженности в системе Организации Объединенных Наций в области развития, оказания гуманитарной помощи и охраны окружающей среды34и Генеральная Ассамблея отметили растущий разрыв между нормативной и аналитической работой, с одной стороны, и работой на оперативном уровне ‑ с другой. ЮНЕП будет играть важнейшую роль в деле более полного учета экологических соображений в деятельности Организации Объединенных Наций в области гуманитарной помощи, восстановления после кризисов и развития, а также в национальных процессах в области экономического планирования.

66.              В Балийском стратегическом плане подчеркивается принцип национальной принадлежности. Он будет красной нитью проходить через деятельность ЮНЕП. ЮНЕП обеспечит, чтобы ее деятельность на страновом уровне отвечала приоритетам, установленным в соответствующей Рамочной программе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития и национальных стратегиях.

67.              ЮНЕП намерена:

                   а)            активно задействовать существующие в Организации Объединенных Наций процессы странового программирования и осуществления в качестве одного из наиболее эффективных средств обеспечения учета природоохранных соображений во всех операциях Организации Объединенных Наций на страновом уровне;

                   b)            уделять повышенное внимание укреплению роли национальных природоохранных учреждений в Организации Объединенных Наций и в процессах развития и экономического планирования на уровне стран;

                   с)            привлекать партнеров на страновом уровне исходя из своего мандата и сравнительных преимуществ и областей, в которых ее вклад может сыграть действительно решающую роль, для решения первоочередных задач стран и удовлетворения их потребностей в контексте деятельности Организации Объединенных Наций и в рамках осуществления Балийского стратегического плана;

                   d)            разрабатывать и осуществлять в сотрудничестве с партнерами практические программы и проекты реагирования на выявленные потребности и приоритеты стран, добиваясь получения ощутимых результатов.

D. Сотрудничество, координация и партнерства

 

68.              Ценность работы в партнерстве с системой Организации Объединенных Наций и с гражданским обществом, а также с частным сектором неоднократно подтверждалась, в том числе на Встрече на высшем уровне "Планета Земля" в 1992 году, Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 году и на "Всемирном саммите"35 в 2005 году.

69.              ЮНЕП признает огромное значение сотрудничества с органами Организации Объединенных Наций, международными учреждениями, многосторонними природоохранными соглашениями, двусторонними учреждениями по оказанию помощи, гражданским обществом и частным сектором при осуществлении своего широкого природоохранного мандата и стремится стать наиболее предпочитаемым партнером в области решения экологических проблем.

70.              В рамках своей деятельности по предоставлению общих рекомендаций и руководящих указаний в отношении экологической политики через Совет управляющих/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров в интересах, в частности, поощрения международного сотрудничества в области окружающей среды ЮНЕП обратится с призывом к руководству учреждений Организации Объединенных Наций и главам секретариатов многосторонних природоохранных соглашений и международных учреждений принимать участие в совещаниях и обмениваться мнениями с министрами, а также будет поощрять полноценное участие представителей гражданского общества и частного сектора.

1. Многосторонние природоохранные соглашения

 

71.              ЮНЕП понимает преимущества сосредоточения усилий в конкретных тематических областях и важность выявления синергизмов и связей между различными международными соглашениями. Секретариаты многосторонних природоохранных соглашений, многие из которых были учреждены ЮНЕП, работают в рамках своих конвенций. Мандат и сравнительные преимущества ЮНЕП во многом отличают ее от многосторонних природоохранных соглашений, в том числе вследствие ее:

а)  широкой природоохранной перспективы, охватывающей весь круг экологических проблем и вопросов развития на комплексной основе;

b)  роли в плане содействия большей слаженности и сотрудничеству между многосторонними природоохранными соглашениями для повышения эффективности деятельности по решению экологических проблем;

с)  глобального мандата на природоохранную деятельность, который позволяет ЮНЕП сотрудничать как с развитыми, так и с развивающимися странами в деле создания нормативной базы и оказывать помощь развивающимся странам в области создания потенциала и технологической поддержки;

d)  широты научных знаний и наукоемкого подхода, который имеет под собой прочную основу в форме широкой сети сотрудничающих с ЮНЕП научно‑исследовательских институтов и центров;

е)  полномочий на созыв конференций и доказанной способности служить катализатором процессов с участием широкого круга заинтересованных субъектов, включая частный сектор.

72.              ЮНЕП поддерживает особые отношения с многосторонними природоохранными соглашениями, касающимися биоразнообразия, химических веществ и опасных отходов, мигрирующих видов, разрушения озонового слоя (включая его механизм финансирования), региональных морей и торговли видами животных, находящимися под угрозой исчезновения. ЮНЕП выполняет роль принимающей организации для секретариатов этих многосторонних природоохранных соглашений и по‑прежнему будет проводить совещания исполнительных глав этих секретариатов в рамках "управленческой группы многосторонних природоохранных соглашений ЮНЕП" в интересах повышения эффективности административной работы, коммуникации и слаженности при решении конкретных вопросов, представляющих общий интерес, признавая при этом полномочия и самостоятельность руководящих органов этих соглашений.

73.              Находящиеся под управлением ЮНЕП многосторонние природоохранные соглашения также служат каналом осуществления различных аспектов Среднесрочной стратегии через свои программы работы с согласия в соответствующих случаях их руководящих органов.

74.              ЮНЕП будет уделять особое внимание совместным усилиям по созданию у развивающихся стран потенциала осуществления многосторонних природоохранных соглашений и предоставлению органам по разработке политики более комплексной научной и экономической информации, необходимой для принятия решений.

2. Система Организации Объединенных Наций и международные учреждения

75.              Будучи природоохранной программой Организации Объединенных Наций, ЮНЕП выполняет в системе Организации Объединенных Наций центральную роль в области окружающей среды и достижении слаженности посредством:

а)  членства в Совете старших должностных лиц;

b)  членства в Группе Организации Объединенных Наций по вопросам развития;

с)  председательства в Группе по рациональному природопользованию и своей роли как принимающей организации ее секретариата;

d)  участия в Международной стратегии по уменьшению опасности бедствий и Межучрежденческом постоянном комитете;

е)  поддержки страновых групп Организации Объединенных Наций в процессах общего странового программирования и осуществления;

f)  партнерства с учреждениями Организации Объединенных Наций и международными учреждениями по первоочередным вопросам, например, партнерства с ПРООН в рамках Фонда по борьбе с бедностью и охране окружающей среды.

76.              Через эти и другие механизмы межучрежденческой координации ЮНЕП будет стремиться: формировать общесистемные позиции Организации Объединенных Наций по экологическим вопросам; добиваться интеграции и учета природоохранных соображений в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на страновом уровне; поощрять конкретные совместные действия всех учреждений и секретариатов многосторонних природоохранных соглашений, в том числе через Группу по рациональному природопользованию; и выступать катализатором партнерств для решения проблем осуществления деятельности как на глобальном, так и на местном уровнях.

77.              Кроме того, Совет управляющих/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров привлекает руководство учреждений Организации Объединенных Наций и других органов к процессу выработки общих рекомендаций и руководящих указаний по вопросам политики для развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

3. Гражданское общество и частный сектор

 

78.              ЮНЕП поддерживает широкие связи с гражданским обществом и частным сектором, которых она будет стремиться вовлечь в реализацию Среднесрочной стратегии. ЮНЕП будет и далее укреплять свое сотрудничество с гражданским обществом и частным сектором, в том числе путем дальнейшего привлечения заинтересованных участников к своим процессам принятия решений и к осуществлению Среднесрочной стратегии, уделяя при этом растущее внимание Балийскому стратегическому плану, частному сектору и работе с национальными комитетами.

79.              ЮНЕП будет взаимодействовать со всеми основными группами и неправительственными субъектами на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях, занимающимися как информационно‑пропагандистской деятельностью, так и научными исследованиями или предпринимательской деятельностью. ЮНЕП будет стремиться использовать их соответствующие ресурсы, экспертные знания и сравнительные преимущества.

80.              В работе с частным сектором ЮНЕП постарается содействовать созданию таких условий для бизнеса, которые побуждали бы его улучшать свои экологические показатели и повышать ответственность корпораций по поощрению устойчивых систем потребления и производства. Это будет включать в себя поддержку устойчивого финансирования, более дружественных с точки зрения экологии продуктов и услуг, технологических партнерств, а также создание потенциала по поощрению осуществления соответствующей политики в частном и государственном секторах.

81.              ЮНЕП будет использовать свои знания и силы для стимулирования процессов с участием широкого круга заинтересованных сторон в интересах объединения усилий правительств, бизнеса и гражданского общества по разработке и улучшению законодательных и добровольных мер и экономических стимулов, включая рыночную политику, относящуюся к вопросам охраны окружающей среды, и корпоративную практику.

4. Сотрудничество с центрами передового опыта

 

82.              ЮНЕП признает важность сотрудничества с признанными центрами передового опыта во всех частях мира, вклад некоторых из которых особо отмечался в решениях Совета управляющих36. ЮНЕП и впредь будет тесно взаимодействовать с сотрудничающими центрами передового опыта при реализации своей программы работы, опираясь на сравнительные достоинства каждого партнера. ЮНЕП будет ставить особый акцент на укреплении своего сотрудничества с центрами передового опыта, базирующимися в развивающихся странах.

Е. Устойчивое финансирование для глобальной окружающей среды

 

83.              Мобилизация достаточных финансовых ресурсов для реагирования на экологические вызовы, включая изменение климата, намного превосходит возможности глобальных механизмов, созданных на основании конвенций. Она требует усилий на местном, национальном и глобальном уровнях по привлечению правительств и частного сектора к осуществлению необходимых дополнительных инвестиций и финансовых потоков.

84.              ЮНЕП не стремится стать органом по финансированию. Подход ЮНЕП к устойчивому финансированию для глобальной окружающей среды продиктован необходимостью укрепить взаимосвязи между экологической устойчивостью и экономическими решениями, которая становится ключевым вопросом, находящимся на стыке между государственным регулированием и рынком. ЮНЕП будет содействовать расширению доступа развивающихся стран к справедливому и устойчивому финансированию через новаторские механизмы, такие как экономические инструменты, в шести сквозных тематических приоритетных областях. Это будет достигаться путем принятия взаимоусиливающих действий с целью содействовать доступу как к государственным, так и к частным источникам финансирования.

V. Институциональные механизмы

 

85.              В развитие своих постоянных усилий по превращению в более эффективную, действенную и нацеленную на результаты организационную структуру ЮНЕП создаст необходимые институциональные механизмы для достижения целей, охарактеризованных в главе III.

А. Стратегическое присутствие

 

86.              ЮНЕП осуществит переход к модели стратегического присутствия, предполагающей значительное укрепление региональных отделений ЮНЕП. Эта модель основана на более эффективном задействовании ЮНЕП своего персонала и ресурсов для удовлетворения потребностей стран и регионов в соответствии с Балийским стратегическим планом и решениями Совета управляющих об укреплении региональных отделений ЮНЕП. Улучшение стратегического присутствия также позволит ЮНЕП более эффективно работать как часть семьи Организации Объединенных Наций и в сотрудничестве с другими партнерами. С тем чтобы повысить результативность работы на региональном и страновом уровнях, в том числе через страновые группы Организации Объединенных Наций, будет усилена роль региональных отделений, что позволит ЮНЕП оказывать комплексную помощь странам путем обеспечения слаженной работы всех отделов и во всех регионах.

87.              ЮНЕП будет на постоянной основе проводить обзор своего текущего глобального, регионального и странового присутствия и корректировать его в стремлении добиться того, чтобы ее работа лучше вписывалась в деятельность системы страновых групп и координаторов‑резидентов Организации Объединенных Наций при сохранении за организацией ее признанной нормотворческой и информационно‑пропагандистской роли на глобальном уровне. ЮНЕП не будет стремиться к достижению универсального странового присутствия, но будет обеспечивать присутствие в отдельных стратегически важных районах.

88.              Региональный географический охват деятельности по оценке, информированию и пропаганде, повышению осведомленности, разработке политики и осуществлению программ становится все более и более актуальным при выполнении мандата ЮНЕП. Будет разработано четкое определение роли, функций, потенциала и структуры стратегического присутствия ЮНЕП на всех уровнях.

89.              Переход к более стратегическому присутствию будет сопровождаться внесением коррективов в программы работы, призванных высвободить дополнительные ресурсов на цели проведения деятельности по созданию потенциала и технологической поддержке стран, руководствуясь Балийским стратегическим планом.

В. Планирование, заточенное под результаты

 

90.              Управление, заточенное под результаты, является краеугольным камнем деятельности ЮНЕП по планированию с целью реализации Среднесрочной стратегии. Сквозные тематические приоритеты ЮНЕП представлены в главе III с точки зрения конкретных результатов, равно как и общие организационные цели ЮНЕП. Соответствующие показатели включены в приложение IV к настоящему документу. Цели высокого уровня и ожидаемые достижения обеспечат функционирование ЮНЕП в качестве нацеленной на результаты организации. Сквозные тематические приоритеты будут определять использование ЮНЕП своих финансовых и людских ресурсов.

91.              Ожидаемые достижения ЮНЕП будут дополнительно уточнены в двух стратегических рамочных основах и программах работы на двухгодичные периоды, которые ЮНЕП подготовит на 2010‑2011 и 2012‑2013 годы. Эти стратегические рамочные основы будут включать в себя показатели достижений для двухгодичных периодов, а каждая программа работы ЮНЕП будет содержать результаты мероприятий и бюджет. В совокупности это образует логическую иерархию усиливающих друг друга результатов, которая изображена в приложении V к настоящему документу. ЮНЕП вместе со своими партнерами в правительствах, гражданском обществе и частном секторе будет руководствоваться этой иерархией результатов для достижения и контроля за ходом достижения согласованных целей. Разработка индивидуальных проектов будет вестись с прицелом на получение необходимых результатов мероприятий, которые будут способствовать достижению этих целей.

92.              При осуществлении своего основанного на результатах управления ЮНЕП будет руководствоваться продолжающимися обсуждениями в системе Организации Объединенных Наций и в Комитете по оказанию помощи в целях развития Организации экономического сотрудничества и развития. Переход к программе, в полной мере основанной на результатах, будет итеративным процессом, реализуемым на протяжении нескольких циклов программирования.

С. Управление институциональной базой знаний

93.              Знания ‑ одно из главных богатств ЮНЕП. ЮНЕП будет пользоваться своими знаниями при осуществлении своей программы работы и облегчать доступ к ним для своих партнеров.

94.              ЮНЕП осуществит значительные инвестиции в современные информационно‑коммуникационные технологии для обеспечения упрощенного доступа к своей базе знаний и проведения деятельности ЮНЕП на такой же основе, как и в других штаб‑квартирах Организации Объединенных Наций.

95.              ЮНЕП создаст одну общую базу данных для удовлетворения потребностей всех отделов и региональных отделений и предоставления заинтересованным субъектам ключевой проектной информации.

96.              ЮНЕП будет сотрудничать с остальными подразделениями системы Организации Объединенных Наций в создании интерфейса для осуществления обмена экологическими данными на консолидированной основе.

97.              Внедрение с 2010 года общеорганизационной системы планирования ресурсов Секретариатом Организации Объединенных Наций внесет критически важный вклад в способность ЮНЕП собирать и оформлять информацию о практическом и управленческом опыте, позволяя ЮНЕП корректировать свою деятельность, перераспределять ресурсы, влиять на действия партнеров и повышать вероятность достижения позитивных результатов.

D. Гендерная чувствительность

98.              ЮНЕП привержена делу интеграции гендерного равенства и справедливости во всю свою политику, программы и проекты и во все свои институциональные структуры. Это также распространяется и на проводимую ЮНЕП работу в области окружающей среды и устойчивого развития вместе с ее различными партнерами и другими учреждениями Организации Объединенных Наций.

99.              Обеспечение осуществления Среднесрочной стратегии на основе гендерного равенства требует полного выполнения решения 23/11 Совета управляющих ЮНЕП о гендерном равенстве и окружающей среде и проектов гендерной политики и гендерного плана действий ЮНЕП. Руководствуясь этими целями, ЮНЕП будет укреплять потенциал своего персонала и своих партнеров по учету и анализу гендерной проблематики для обеспечения содействия ЮНЕП деятельности по природоохранному управлению, основанной на гендерной чувствительности. Это потребует постоянного принятия мер по укреплению внутреннего потенциала и созданию стратегических союзов с внешними партнерами.

100.           На административном уровне ЮНЕП будет по‑прежнему обеспечивать соблюдение рекомендованных Секретариатом Организации Объединенных Наций руководящих принципов по практике управления людскими ресурсами с учетом гендерного фактора и осуществление политики создания на рабочих местах обстановки, свободной от какой бы то ни было дискриминационной практики.

Е. Управление людскими ресурсами

101.           Для осуществления Среднесрочной стратегии и превращения ЮНЕП в продуктивную, гибкую и ориентированную на результаты организацию, ЮНЕП нуждается в привлечении, воспитании и закреплении кадров, отвечающих ее программным потребностям. Общая цель ЮНЕП ‑ это создание профессионального, разностороннего и мобильного рабочего коллектива, отличающегося высокой эффективностью, компетентностью и добросовестностью. При этом ЮНЕП будет уделять должное внимание географическому представительству и гендерному балансу.

102.           ЮНЕП продолжит свои активные учреждающие и целенаправленные усилия по набору персонала в сочетании с упорядочением существующих процедур найма путем расширения полномочий сотрудников руководящего звена и возложения на них ответственности за кадровые решения и рекомендации, а также повышенного спроса. ЮНЕП будет осуществлять инвестиции в формирование управленческих и лидерских качеств своих сотрудников всех уровней и в повышение квалификации своей рабочей силы путем создания возможностей для карьерного роста, образования, подготовки кадров и развития. Эта работа, в частности, будет вестись через осуществление стратегии подготовки кадров и образования и экспериментальную программу ротации персонала ЮНЕП и находящихся под управлением ЮНЕП многосторонних природоохранных соглашений. ЮНЕП будет также укреплять свои усилия по служебной аттестации сотрудников и поощрять рабочую обстановку, основанную на признании и стимулировании добросовестной работы и поддержке ротации персонала и мобильности. ЮНЕП будет предоставлять сотрудникам всех уровней и всех специальностей возможности для прохождения обучения по месту работы.

F. Мобилизация ресурсов

 

103.           Реализация Среднесрочной стратегии будет основана на получении адекватного и устойчивого финансирования. Без необходимых финансовых ресурсов ЮНЕП не сможет добиться желаемых результатов в сотрудничестве со своими партнерами. Среднесрочная стратегия содержит согласованную программную основу получения результатов, которая, в свою очередь, служит надежной платформой для мобилизации ресурсов.

104.           Финансовой базой ЮНЕП будет Фонд окружающей среды. Государства признали, что для выполнения ЮНЕП критически важных нормативных обязанностей, подготовки экологических анализов, выработки рекомендаций по вопросам политики и разработки и осуществления проектов необходимо увеличить объем добровольных взносов в этот Фонд. Благодаря улучшению своей основы программирования деятельности и отчетности о результатах, являющихся составной частью программы работы, ЮНЕП повысит привлекательность добровольного перечисления средств в Фонд окружающей среды. ЮНЕП будет изыскивать и другие возможности укрепления и расширения донорской базы Фонда окружающей среды.

105.           Существование основы программирования деятельности также обеспечивает поддержку более общих целей ЮНЕП со стороны индивидуально обусловленного целевого финансирования, избегая распыления ресурсов для осуществления разрозненных и менее важных проектов. В контексте новой архитектуры помощи ЮНЕП укрепит свое прямое взаимодействие с партнерами в области развития в интересах мобилизации необходимых средств для осуществления соответствующих проектов. ЮНЕП будет добиваться увеличения объема взносов от частного сектора, фондов и не связанных с охраной окружающей среды источников финансирования путем более эффективного привлечения внимания к архиважной связи между окружающей средой и развитием. По мере необходимости средства будут также задействоваться по каналам гуманитарной помощи, антикризисной деятельности и миростроительства.

VI. Мониторинг, оценка и механизм обзора Среднесрочной стратегии

 

106.           Среднесрочная стратегия позволяет обойти проблему невозможности добиться поддающегося измерению достигнутого эффекта за двухлетний цикл деятельности. В Среднесрочной стратегии проложен курс на последовательное программное руководство, которое повышает вероятность достижения долгосрочной позитивной отдачи. Государства‑члены примут две программы работы, охватывающие период реализации долгосрочной стратегии. Эти программы работы будут содержать оперативные детали деятельности и определять очередность и относительную приоритетность мероприятий в шести тематических областях, а также конкретные результаты мероприятий, которые будут необходимы для достижения поставленных целей. В приложении V к настоящему документу содержится диаграмма, иллюстрирующая связь между Стратегией и программами работы.

107.           В период осуществления Среднесрочной стратегии ЮНЕП будет отслеживать прогресс в реализации целей и ожидаемых достижений, содержащихся как в Среднесрочной стратегии, так и в программах работы, и будет принимать необходимые меры по исправлению положения при возникновении проблем с осуществлением в рамках своей ответственности за общее руководство. ЮНЕП будет и далее через каждые шесть месяцев представлять Комитету постоянных представителей ЮНЕП доклады о прогрессе исходя из конкретных результатов.

108.           С тем чтобы содействовать скорейшему достижению результатов в последующие программные циклы, ЮНЕП будет проводить оценки своей программной деятельности. ЮНЕП обеспечит надлежащий уровень независимости этих оценок. В русле современных тенденций в Группе Организации Объединенных Наций по оценке растущий упор будет ставиться на оценку результатов мероприятий, по которым можно судить о достижении ожидаемой отдачи. Наряду с этим будут проводиться отдельные среднесрочные и итоговые оценки наиболее значимых и стратегических мероприятий, с тем чтобы позволить ЮНЕП усовершенствовать свою оперативную деятельность, способствовать дальнейшему накоплению организационного опыта и закрепить систему отчетности.

109.           ЮНЕП будет по‑прежнему проводить оценки своих подпрограмм с особым упором на результаты и отдачу. Подход к демонстрации подотчетности при инвестировании ограниченных ресурсов в ходе оценки полученных результатов, достигнутого эффекта и последствий будет предусматривать подготовку подборок примеров успешных действий ЮНЕП. Тематические оценки, демонстрирующие влияние мероприятий ЮНЕП на глобальные, региональные и национальные политические процессы, станут ключевым компонентом сбалансированного портфеля оценок.

110.           Обзор осуществления Среднесрочной стратегии будет проводиться в рамках текущего руководства и контроля за программами работы. Сделанные по его итогам выводы будут инкорпорированы в следующий программный цикл и будут отражены в программе работы на период 2012‑2013 годов, которая будет представлена Совету управляющих/Глобальному форуму по окружающей среде на уровне министров в начале 2011 года.

 

 

 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge
energy2012

geo5

tree
unea

nwb2016

bef2017

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2018. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH