News Feeds:


Подпрограмма 6. Эффективность использования ресурсов

resource-efficiency

Цель 

Подпрограммы

Содействовать изменениям, обеспечивающим более устойчивое увеличение производства, переработки и потребления товаров и услуг, когда экономический рост не связан с использованием ресурсов и негативными последствиями для окружающей среды и при этом способствует улучшению благосостояния человека.

Стратегия

Ответственность за координацию работы подпрограммы по эффективному использованию ресурсов несет Директор Отдела технологии, промышленности и экономики. ЮНЕП будет оказывать странам и заинтересованным сторонам поддержку в осуществлении стратегий "зеленой" экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты, а также содействовать изменению нерациональных моделей производства и потребления с целью перехода к более инклюзивному и обеспечивающему эффективное использование ресурсов обществу. Научная обоснованность подпрограммы будет укрепляться, в частности, на основе результатов исследований Международной группы по ресурсам. В целях достижения согласия и распространения применяемых подходов ЮНЕП будет работать с такими основными партнерами, как Департамент Секретариата по экономическим и социальным вопросам, ПРООН, Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), МОТ, Международная организация по стандартизации, ОЭСР, ЮНЕСКО, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, Глобальный договор Организации Объединенных Наций, Всемирная торговая организация и другие, в том числе посредством партнерств или совместных инициатив, таких как Партнерство за действия в интересах "зеленой" экономики (ПДЗЭ), Международная группа по ресурсам, Агропродовольственная целевая группа ФАО и ЮНЕП по устойчивому потреблению и производству, Глобальное партнерство по устойчивому туризму, совместная Программа ЮНИДО и ЮНЕП по ресурсоэффективности и повышению чистоты производства и Платформа по "зеленой" промышленности, Инициатива по экологичным зданиям и климату, Инициатива ЮНЕП в области финансирования, Глобальная инициатива по ресурсосберегающим городам, совместная инициатива ЮНЕП и ЮНЕСКО "Молодежный обмен", Инициатива жизненного цикла, выдвинутая совместно ЮНЕП и Обществом экологической токсикологии и химии (СЕТАК) и Глобальная инициатива по устойчивым государственным закупкам.

Общие руководящие указания по исполнению данной программы содержатся в итоговом документе Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, озаглавленном "Будущее, которого мы хотим". Основой для выполнения подпрограммы будет осуществление мандата, предоставленного ЮНЕП принятой на Конференции десятилетней рамочной программы по рациональным моделям потребления и производства. ЮНЕП и далее будет развивать ПДЗЭ совместно с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, в том числе МОТ, посредством обмена знаниями и передовыми опытом работы в области "зеленой" экономики, а также посредством технического содействия странам и заинтересованным сторонам, по их просьбе, и создания потенциала осуществления стратегий "зеленой" экономики в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Стратегия программы в области эффективного использования ресурсов включает три направления:

a) ЮНЕП будет оказывать содействие правительствам и другим общественным институтам на субнациональном, национальном, региональном и глобальном уровнях - с учетом их особенностей и первоочередных задач - в области разработки политики, способствующей переходу к "зеленой" экономике в контексте устойчивого развития и искоренения бедности и содействующей формированию устойчивых моделей потребления и производства. Используя Международную группы по ресурсам в качестве основного механизма осуществления, ЮНЕП будет проводить оценку движения материалов, потребностей в ресурсах и их воздействия, в том числе посредством определения показателей (с учетом ведущихся в этой области и получивших международное признание работ и продолжающихся усилий по сбору данных), и предоставит странам результаты проведенных анализов для содействия формированию политики. Программа также продолжит оказывать поддержку глобальным международным процессам, содействующим эффективному использованию ресурсов и осуществлению десятилетней рамочной программы по рациональным моделям потребления и производства, для которых ранее указанные инициативы, возглавляемые ЮНЕП, будут обеспечивать имеющие большое значение механизмы осуществления, в том числе путем предоставления секретариатских услуг. ЮНЕП будет помогать развитию потенциала на национальном, региональном уровнях и, все в большей степени, на уровне городов, направленного на реализацию стратегических базовых принципов и экономических инструментов, способствующих ресурсосбережению и устойчивому производству и потреблению, а также "зеленой" экономике в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Эти базовые принципы и инструменты будут включать проведение оценок национальной экономики, обеспечение руководящих указаний по налоговой и торговой политике, рыночные и законодательные инструменты и национальные планы действий по обеспечению устойчивого производства и потребления, а также экспериментальные проекты, целью которых является демонстрация преимуществ ускоренного перехода к более ресурсоэффективному обществу;

b) ЮНЕП также будет проводить работу по развитию устойчивости на секторальном уровне, а также в рамках системы глобальных производственно-сбытовых цепей (полной цепи поставок услуг и произведенных товаров). Для того чтобы реализовать изменения на местах, необходимо развивать средства и инструменты осуществления взаимной поддержки и стратегии ведения деятельности в ключевых секторах. Для обеспечения эффективного использования ресурсов в рамках внутренних управленческих процессов делового и финансового сообщества в компаниях любого размера ЮНЕП будет проводить оценки жизненного цикла, осуществлять обмен знаниями об экологически устойчивых технологиях и передовых методах работы. Она также будет проводить сопоставительный анализ, который внесет свой вклад в разработку добровольных или обязательны международных норм и стандартов, и будет поддерживать социальную ответственность корпораций и подготовку докладов по вопросам устойчивого развития. К числу целевых секторов будут относиться производство продовольствия (в рамках Агропродовольственной целевой группы ФАО и ЮНЕП по устойчивому потреблению и производству); банковские, инвестиционные и страховые услуги (через Инициативу ЮНЕП в области финансирования); строительство и туризм, а также связанные с ними отрасли и сектора, которые в значительной степени зависят от природных ресурсов и оказывают большое влияние на окружающую среду. Для достижения этой цели ЮНЕП будет совместно с партнерами работать над достижением согласия по вопросам критериев устойчивости, объединяя основные показатели, такие как эффективность использования водных ресурсов и экологическая токсичность, и будет осуществлять демонстрационные проекты, показывающие преимущества взаимодействия государственного и частного секторов и применения эффективных, экологически чистых и безопасных методов производства. Такая деятельность будет строиться на базе работы, выполненной в данной области другими субъектами, что будет содействовать стимулированию и развитию сотрудничества между заинтересованными сторонами, в том числе из деловых и научных кругов;

c) наконец, ЮНЕП будет стремиться развивать благоприятные политические условия и условия ведения бизнеса, способствующие более устойчивому образу жизни, определяя механизмы, способствующие изменению поведения, и создавая аргументационную основу для повышения экологичности продуктов и оказания поддержки принимающим решения лицам в проведении оценок влияния правовых норм на выбор потребителей, в том числе экономических инструментов и ценообразования. Эта цель будет достигнута благодаря укреплению потенциала правительств и других государственных учреждений в области разработки и осуществления политических мер по стимулированию спроса на более экологичные продукты, к которым, в частности, относятся устойчивые государственные закупки, дополнительная инфраструктура, устойчивый образ жизни и другие направления политики и инструменты, связанные с потреблением, в том числе сектор формального и неформального образования. Программа также будет работать над повышением понимания эффективности и экологического, социального, и экономического влияния такой политики на ведомственных, коммерческих и индивидуальных потребителей и на доступ к экологичным продуктам. Кроме того, ЮНЕП, основываясь на методологиях и рекомендациях выдвинутой ЮНЕП и СЕТАК Инициативы жизненного цикла, будет поддерживать использование таких основанных на жизненном цикле средств информирования об устойчивых продуктах, как экологическая маркировка и сертификация, предназначенная для потребителей и субъектов рыночной производственно-сбытовой цепи, что будет способствовать повышению доступности этих методологий и рекомендаций.

Осуществление подпрограммы 6 будет дополняться мероприятиями, проводимыми в рамках других подпрограмм ЮНЕП, и основываться на таких мероприятиях. Такая взаимодополняемость включает содействие проведению мероприятий, связанных с эффективным использованием энергии и иным образом затрагивающих аспекты энергетики, в таких секторах как транспорт, мобильность, строительство и производство (подпрограмма 1); интеграция ценностей биоразнообразия и экосистемных услуг (подпрограмма 3) дополнит действия по созданию "зеленой" экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты, а консервация и сохранение жизненно важных для сельскохозяйственного производства экосистемных услуг дополнит работу по обеспечению эффективности использования ресурсов в продовольственном секторе; задачи в области регулирования отходов (подпрограмма 5) будут выполняться в тесной связи с проводимыми на уровне городов мероприятиями и работами по сведению к минимуму отходов в производственно-сбытовых цепях.

Внешние факторы

В итоговом документе Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, озаглавленном "Будущее, которого мы хотим", признается потенциал стратегии развития "зеленой" экономики для достижения устойчивого развития и искоренения нищеты. Принятие десятилетней рамочной программы также дает новый импульс для изменения моделей устойчивого производства и потребления. Тем не менее, реализация и фактические сдвиги экономической парадигмы и моделей устойчивого производства и потребления будут зависеть от уровня поддержки и участия отдельных стран, а также от того, будут ли правительства, деловые круги и общество в целом считать эффективное использование ресурсов открывающейся в контексте финансового кризиса перспективой, а не ограничивающим фактором.

Причинно-следственные связи

Целью подпрограммы 6 по эффективному использованию ресурсов является содействие изменениям, обеспечивающим более устойчивое увеличение производства, переработки и потребления товаров и услуг, когда экономический рост не связан с использованием ресурсов и негативными последствиями для окружающей среды и при этом способствует улучшению благосостояния человека.

В отношении ожидаемого достижения a), в целях перехода к такому эффективно использующему ресурсы обществу необходимо укрепить научную базу эффективного использования ресурсов, которая обеспечивает лучшее понимание того, как использование ресурсов и их влияние на окружающую среду соотносятся с моделями производства и потребления, а также открывает возможности для развития и потенциал рационального управления природными ресурсами (результат 1). При обеспечении взаимосвязи между наукой и политикой очень важно восполнить определенные пробелы в знаниях, препятствующие достижению результата и инновациям при формировании политики, направленной на создание более ресурсосберегающей экономики. Для поддержки "зеленых" инвестиций в приоритетные сектора, а также для оценки достигнутого прогресса и произведенного воздействия, должностные лица должны получить достоверные данные и стратегические рекомендации в соответствии с результатами анализа экономической, торговой и налоговой политики. Обращение к требующим проведения практических исследований вопросам, с которыми сталкивались многие страны, и обмен результатами исследований через платформы знаний будет содействовать возникновению единых механизмов, позволяющих странам учиться друг у друга (результат 2).

Десятилетняя рамочная программа по рациональным моделям потребления и производства, принятая Конференцией "Рио+20", представляет собой межправительственный процесс, обеспечивающий руководящие указания, рекомендации, обмен передовыми методами и инструментами политики, а также создание потенциала на местах. Осуществление этой рамочной программы поддерживается ЮНЕП, которая осуществляет функции секретариата (результат 3). В течение десятилетнего срока осуществления программы и в последующие периоды правительства могут разрабатывать стратегии эффективного использования ресурсов только в том случае, если у них есть соответствующие инструменты и методологии, позволяющие увязать их планирование, экспериментальную проверку и интеграцию с реализацией стратегий и планов действий (результат 4) таким образом, чтобы их можно было в дальнейшем продублировать и воспроизвести в расширенном виде, в том числе посредством встраивания в процессы РПООНПР (результат 5). В контексте быстрой урбанизации и растущего давления на природные ресурсы параллельно возникает срочная необходимость координировать действия, в частности с ООН-Хабитат, по укреплению городской устойчивости и по обеспечению городов единой системой для оценки экологических показателей и содействия принятию инновационных мер по повышению устойчивости (результат 6).

В отношении ожидаемого достижения b), благоприятные условия для осуществления политики, укрепленные в рамках ожидаемого достижения a), являются ключевым фактором достижения результатов, в том числе на секторальном уровне, как в государственном, так и в частном секторах, поскольку отсутствие единых для всех условий может помешать бизнесу вкладывать инвестиции в эффективное использование ресурсов. Все более важным параметром успешного управления коммерческой деятельностью является установление связей между наукой и бизнесом путем обеспечения более глубокого понимания тенденций в области нехватки ресурсов, распространения знаний и обмена передовым опытом в области рационального регулирования ресурсов. В этом отношении важным источником информации станет адаптация результатов исследований Международной группы по ресурсам для деловых кругов. Кроме того, для стимулирования изменения корпоративных стратегий и деловой практики, а также для выявления "горячих точек", требующих внимания, важной задачей становится обеспечение осведомленности и разработки и более широкого использования основанных на жизненном цикле инструментов и методологий по улучшению точности оценки воздействия на окружающую среду, которое оказывают организации и компании (в том числе соответствующее раскрытие информации в корпоративных отчетах по устойчивому развитию), а также применение основанного на жизненном цикле подхода к различным производственно-сбытовым цепям (результат 1). Определение ключевых точек и ключевых секторов для вмешательства может, в свою очередь, содействовать разработке адресных технических руководящих указаний и инструментов для целевых секторов промышленности и субъектов во всех звеньях производственно-сбытовой цепи (результат 1). Для эффективного применения и оптимального использования этих инструментов их внедрение должно сопровождаться адресной технической помощью, предоставляемой соответствующим отраслям на национальном и региональном уровне, в частности малым и средним предприятиям, в координации с техническими партнерами и учреждениями системы Организации Объединенных Наций, в том числе для поддержки перехода на более эффективные с точки зрения ресурсов технологии и их распространения (результат 2).

Для того чтобы ускорить переход к обществу, к более ресурсоэффективному обществу, особое внимание следует уделить содействию интеграции экологических и социальных соображений в управленческую практику банков, страховых компаний и инвесторов (результат 3), учитывая тот вклад, который они вносят в формирование экономики. К числу целевых секторов также будут отнесены производство продовольствия и сельское хозяйство (результат 4), строительство и эксплуатацию зданий (результат 5), учитывая их серьезное воздействие на окружающую среду, а также сектор услуг, а именно туризм (результат 6). Целью работы в этих секторах является изменение стратегий, стандартов, технологии и управленческих практик, что позволит объединить заинтересованные стороны из государственного и частного секторов в рамках партнерств и в тесной координации с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций.

В отношении ожидаемого достижения c), результаты повышения эффективности использования ресурсов поглощаются нерациональными моделями потребления, и поэтому жизненно важно уделить внимание изменению образа жизни, как путем создания благоприятных условий, так и через соответствующие меры экономического стимулирования. Для достижения этой цели необходимо мобилизовать всех заинтересованных сторон. Люди являются ключевыми действующими лицами в реализации таких изменений, однако для того, чтобы оказывать на них влияние, необходимо лучше понимать их устремления, поступки и поведение, а также условия и потенциал изменения образа жизни (результат 1). Это, в свою очередь, может послужить основой для разработки кампаний по повышению осведомленности о преимуществах более устойчивого подхода к покупкам и способствовать переходу к более устойчивому образу жизни (результат 4). Основываясь на более глубоком понимании, Правительства, выступая в качестве регулирующего органа и разработчика политики, смогут реализовать стратегии, ведущие к более устойчивым моделям потребления. Кроме того, органы власти, выступая в качестве институциональных потребителей, также могут сыграть ведущую и преобразовательную роль в изменении их собственной практики закупок (результат 2). Для того чтобы направлять потребителей, как индивидуальных, так и институциональных, к принятию определенных решений по приобретению и закупкам, необходима понятная и проверяемая информация об устойчивости продуктов, и это также внесет свой вклад в повышение эффективности использования ресурсов на всем протяжении производственно-сбытовой цепи.

Документы по Подпрограмме 6

Резолюции Генеральной Ассамблеи

60/190 Глобальный этический кодекс туризма
66/185 Международная торговля и развитие

Решения Совета управляющих

20/19 Вклад Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в работу Комиссии по устойчивому развитию на ее седьмой сессии
E. Изменяющиеся структуры производства и потребления
20/29 Предоставление программных и консультативных услуг Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в ключевых областях экономики, торговли и финансовых услуг
21/14 Торговля и окружающая среда
22/6 Поощрение устойчивых моделей потребления и производства
26/5 Десятилетние рамки программ обеспечения устойчивого потребления и производства
SS. XII/7 Работа Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области устойчивого потребления и производства

* * * * *

Публикации 

Новости  

 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge
energy2012

geo5

tree

nwb2016

unea

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2017. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH