News Feeds:

| Печать |

climate26.01.2024 г.
Экология санкций: чем они опасны для окружающей среды

Как ограничения на экспорт российских энергоносителей приводят к росту углеродного следа

При обсуждении санкционной тематики традиционно принято говорить о геополитических последствиях принимаемых решений. Между тем, последствия экологические не менее важны, более того – они, без сомнения, носят действительно глобальный характер.

Связано это с тем, что санкционные ограничения во многом направлены на сокращение поставок передовых технологий. А именно внедрение передовых технологий является одним из основных факторов успешной реализации политики устойчивого развития.

Действительно, наилучшие доступные технологии (НДТ) используются в качестве инструмента минимизации промышленных выбросов и экологической модернизации промышленности и энергетики с 90-х годов XX века. И здесь ключевую роль играют механизмы наднационального регулирования и международной кооперации.

Большинство передовых методов оценки НДТ были разработаны и внедрены в соответствии с Европейскими директивами по комплексному предотвращению и ограничению загрязнения (КПОЗ) и промышленными выбросами. Так, НДТ в Европейском союзе определяются и пересматриваются через официальную структуру –  Севильский процесс, который развивался и совершенствовался в течение более 20 лет. Он устанавливает поэтапную процедуру обмена информацией между заинтересованными сторонами при вовлечении широкого спектра участников, подкрепленную анализом данных и экспертными заключениями. Это прозрачный и основанный на объективных фактах механизм, в котором качество результатов зависит от качества данных.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2016 г. ведет проект по НДТ, который направлен на выявление и обмен передовым опытом между странами, в которых уже действует политика на основе НДТ, с целью содействовать предотвращению и контролю промышленного загрязнения. Проект соответствует Целям ООН в области устойчивого развития (ЦУР) и способствует решению задач по экологически рациональному использованию химических веществ, сокращению эмиссий вредных химических веществ, а также целям «Чистая Вода», «Недорогостоящая и чистая Энергия», «Индустриализация, инновации и инфраструктура» и т. д.

Вместе с тем, мало что известно о причинно-следственных механизмах, посредством которых, прямо или косвенно, экономические санкции могут наносить ущерб окружающей среде. А без изучения таких механизмов отделить воздействие санкций от воздействия других переменных (например, результатов ошибочных производственных решений, коррупции, бесхозяйственности, естественной изменчивости и изменения климата) невозможно. Это принципиальная проблема: выявить одну движущую силу и первопричину проблемы деградации окружающей среды в сложной системе человек-окружающая среда невозможно. Невозможно и отделить воздействие санкций от других факторов деградации окружающей среды, то есть определить точную их долю во всем процессе деградации.

Но то, что подобные последствия имеют место, понятно. Для примера можно рассмотреть энергетический сектор. Его рост увеличивает нагрузку на природные ресурсы. В условиях высокого экологического следа от добычи, транспортировки и переработки углеводородов, крайне актуальным становится максимально рациональное управление природными ресурсами. Для эффективного использования активов необходима оценка потенциала и мониторинг их состояния, а также оптимизация процессов с использованием НДТ.

При этом события последних двух лет показали возможности сравнительно быстрого перехода с одних энергоносителей на другие (Европа в 2022-2023 гг. быстро перешла с трубопроводного газа на сжиженный природный газ (СПГ), возобновила использование угля и стимулировала развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и т.д.). А резистентность глобального рынка нефти продемонстрировала устойчивость экономических принципов рынка коммодити (сырьевые товары, для которых практически не имеет значения, кто, где и как их произвел) против введения ограничений и искусственных ценовых потолков.

Аналогичные процессы прослеживаются на рынке газа. В отличие от трубопроводных поставок, зависящих от долгосрочных контрактов и наличия инфраструктуры, поставки СПГ могут динамично меняться в зависимости от конъюнктуры рынка. Выходящий из порта СПГ-танкер зачастую может быть перепродан в процессе транспортировки, то есть поставки СПГ очень гибки и практически взаимозаменяемы. Соответственно, если ЕС перестанет получать российский СПГ, то Россия будет стремиться продать его в других регионах, в то время как покупатели из ЕС будут искать альтернативные поставки. Таким образом, при введении торговых ограничений глобальный рынок СПГ, также как и рынок нефти, перебалансируется, однако, такая «перебалансировка» приводит к дополнительным экономическим и экологическим затратам, увеличению углеродного следа, вызванного менее эффективными торговыми путями. Особенно актуальным данный вопрос стал в связи с обострением геополитического противостояния на Ближнем Востоке и в Красном море, приведшим к тому, что часть газовозов перенаправляется в обход Африки.  

Очевидно, что сжигание природного газа представляет одинаковый ущерб для окружающей среды, независимо от того, поставляется ли он по трубопроводу или поступает в виде СПГ. «Газпром» неоднократно заявлял об экологических преимуществах трубопроводного газа перед СПГ, это, в связи с очевидной заинтересованностью «Газпрома», безусловно, скептически воспринималось в экспертном сообществе. Однако, в связи с тем, что в последние месяцы поставки СПГ в Европу и Великобританию резко выросли, вопрос их экологичности вышел на первый план.

В отчете ведущей мировой аналитической компании, норвежской Rystad Energy, говорится о том, что производство и транспортировка СПГ может производить в 10 раз больше выбросов углерода по сравнению с трубопроводным газом, хотя СПГ зачастую представляется как более чистая альтернатива. Это связано с тем, что СПГ – природный газ, который охлаждается до чрезвычайно низких температур, обычно около -160 °C, при одновременном сжатии (это делается для того, чтобы уменьшить его объемы для сокращения затрат на транспортировку). Данные процессы крайне энергозатратны и, соответственно, неэкологичны. Таким образом, утверждается в исследовании Rystad, в случае полного прекращения поставок российского газа, и если весь этот дополнительный газ будет поступать в виде СПГ, это может привести к дополнительным выбросам 35 млн т углерода по сравнению с 2021 г. Для примера: выбросы такой страны, как Новая Зеландия или Азербайджан, составляют примерно 35 млн т. 

При этом структура экономики любой ресурсодобывающей страны предполагает, что экономический рост во многом зависит от сырьевого сектора. Когда экономика растет, одновременно, ее способность к экономической диверсификации увеличивается. По мере продолжения экономического роста и экономической диверсификации общества внедряются инновации, которые повышают эффективность производства, в том числе за счет внедрения НДТ и изменения производственных методов и технологий. Благодаря улучшенным методам производства товаров и услуг и, как следствие, повышению эффективности, производство того же уровня продукции требует меньшего количества природных ресурсов, что снижает их добычу и нагрузку на окружающую среду. 

В условиях санкций и эмбарго, даже когда существуют возможности для импорта и необходимые средства для покупки сырья, компонентов и оборудования, препятствия для перевода средств через официальные банковские системы и торговые ограничения сокращают возможности для приобретения и импорта товаров, услуг и технологий, включая НДТ. Это может с одной стороны увеличить безработицу, с другой – стимулирует потребность во внутреннем производстве, преобразовании форм и инструментов кооперации участников цепочек поставок, расширении сотрудничества между локальными производителями. Санкции также приводят к изменению стоимости товаров и услуг, тем самым снижая покупательную способность и ограничивая экономический рост в подсанкционной экономике. Снижение экономического роста и увеличение безработицы вызывают сокращение природоохранных бюджетов, снижают экологическую активность страны, на которую распространяются санкции, защищать окружающую среду.

Также необходимо учитывать, что санкции могут сыграть роль в ухудшении состояния окружающей среды через иные факторы – например, за счет снижения качества стратегического планирования (которое и без того не особо высокое), управления и степени влияния общественных институтов.

Михаил Аким , профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

https://www.vedomosti.ru/ecology/protection_nature/columns/2024/01/26/1016933-ekologiya-sanktsii

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH