| Печать | |
02.09.2024 г. 29-30 августа в Москве состоялся форум «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях». Это первый климатический форум в истории БРИКС. Представители государств согласовали документы, которые фиксируют подход стран-членов объединения к устойчивому развитию и делают возможным запуск торговли углеродными единицами. Эксперты положительно оценивают российский вклад в дело достижения БРИКС Целей устойчивого развития ООН, обращая внимание на необходимость более тесного сотрудничества в сфере подготовки планов адаптации к изменениям климата. Организатором мероприятия выступило Министерство экономического развития РФ, страны-председателя БРИКС в этом году. Более 250 делегатов из разных стран очно и онлайн приняли участие в 12 сессиях: «Справедливый переход стран БРИКС в контексте достижения Целей устойчивого развития ООН», «Международное климатическое сотрудничество: на пути к COP29 и COP30», «GreenTech: передовые технологии для устойчивости экономик стран БРИКС», «Глобальные тренды устойчивого развития и ESG в странах БРИКС: анализ и перспективы. Как не пропустить важное», «Создание Платформы климатических исследований БРИКС», «Климатические проекты: Ключ к достижению целей Парижского соглашения», «Климатическая повестка городов БРИКС», «Потенциал и возможности общего добровольного углеродного рынка», «Адаптация — приоритет в условиях беспрецедентных климатических изменений», «Климатическая повестка для бизнеса: риски и возможности», «Переходное финансирование как часть климатического финансирования на пространстве БРИКС», «Изменение климата: молодежь и глобальные вызовы». Российскую делегацию возглавил министр экономического развития Максим Решетников. Итоги работы Контактной группы БРИКС по климату и устойчивому развитию «На полях» форума состоялось III заседание Контактной группы БРИКС по климату и устойчивому развитию, которая была создана по инициативе России в рамках Года ее председательства в БРИКС. В рамках этой Контактной группы были разработаны два документа, которые удалось согласовать в ходе московского форума:
Россия выступает за то, чтобы отбор мероприятий по сокращению нетто-эмиссии отвечал принципу обеспечения наибольшего эффекта за наименьшую стоимость. «По нашим оценкам, мероприятия по уточнению данных кадастра могут снизить российскую нетто-эмиссию на 400-800 млн тонн. Кроме того, это повысит точность и достоверность данных не только по поглощениям, но и по выбросам в отраслях экономики. Например, одна только разработка национальных коэффициентов выбросов от сжигания пригородного газа и угля может потенциально сократить выбросы на 190 млн тонн СО2-экв», — сообщил заместитель председателя Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Сергей Твердохлеб. «Нам нужно обеспечивать сокращение эмиссии и увеличение поглощения, больше и дешевле, не дискриминируя какие-либо технологии или типы проектов. Даже простые и недорогие климатические проекты в природных экосистемах, так называемые nature-based solutions, могут сократить нетто-эмиссию стран БРИКС почти на 7 млрд тонн СО2-экв., то есть на треть всех антропогенных эмиссий объединения. При этом стоимость сокращения тонны СО2 за счет "природных" решений может быть примерно в 10 раз ниже стоимости технологических решений», — рассказал ответственный секретарь Комитета по климатической политике и углеродному регулированию РСПП Иван Жидких в ходе сессии «Климатические проекты: ключ к достижению целей Парижского соглашения». Трансграничные налоги Взаимодействие стран в рамках БРИКС по климатической политике подразумевает не только сближение углеродных рынков, но и формирование единой позиции по ключевым вопросам международной климатической повестки, таким как трансграничные налоги, уточнил Твердохлеб. Объединение БРИКС способно взять на себя роль единого переговорщика в рамках статьи 6 Парижского соглашения и трансграничного налога. Для этого необходимо утвердить:
а также наделить реестр БРИКС контролирующей функцией, чтобы избежать выпуск фальсифицированных или некачественных углеродных единиц, считает генеральный директор AIM Carbon Игорь Ахмеров. По его словам, чтобы раскрыть потенциал и возможности рынка NBS в рамках статьи 6.2 Парижского соглашения необходимы:
Это повысит доверие к реестру и может создать дополнительный спрос на единицы БРИКС со стороны покупателей из стран, не входящих в это объединение, уверен Ахмеров. Углеродные рынки РСПП форсирует запуск процесса координации и интеграции углеродных рынков стран-членов БРИКС. Работа по созданию необходимой инфраструктуры уже началась в этом году на площадке Делового совета БРИКС, где была поддержана инициатива по развитию добровольного углеродного рынка стран и подготовлена соответствующая дорожная карта. РСПП рассчитывает, что она будет реализована в течение нескольких лет. Страны БРИКС обладают большим потенциалом взаимовыгодного сотрудничества в области торговли углеродными единицами, убеждены в аудиторско-консалтинговой компании Kept. По мнению Жидких, общий углеродный рынок такого крупного блока стран позволит ускорить процесс формирования глобального единого углеродного рынка. «10 стран, в отличие от 200 стран, имеют больше перспектив оперативнее договориться и учесть интересы друг друга», — полагает представитель РСПП. С этого года иностранные юридические лица уже могут открывать счета и осуществлять операции в реестре углеродных единиц в РФ, а также погашать углеродными единицами углеродный след третьих лиц. Благодаря сотрудничеству Фонда Росконгресс и компании «Русал» форум «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях» получил статус первого углеродно-нейтрального мероприятия стран БРИКС с подтвержденной верификацией. Углеродный след форума компенсируют с помощью механизма зачета углеродных единиц. Они получены в результате авиационной охраны лесов Красноярского края от пожаров. Участник международной экспертной сети Verico SCE (Германия) и представитель верификатора PetroltecnicaEnvironmental Services (Катар) компания «Экополис Сертификация и Сервис» заверил расчеты и подтвердил погашение углеродного следа климатического форума БРИКС 2024 в соответствии с международным стандартом ISO 14021. «Надеюсь, мы заложили начало прекрасной традиции — делать последующие мероприятия стран БРИКС углеродно-нейтральными!» — прокомментировал генеральный директор «Экополис Сертификация и Сервис» Вячеслав Вековцев. Платформа климатических исследований БРИКС Россия как председатель БРИКС в этом году предложила учредить Платформу климатических исследований БРИКС, чтобы:
Эта идея была одобрена в апреле на I заседании Контактной группы БРИКС по вопросам изменения климата и устойчивого развития. Обсуждение российской идеи продолжилось в августе в рамках форума «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях». В сессиях приняли участие климатологи из Кубы, КНР, Индии, ЮАР, Ирана и РФ. По итогам форума было решено начать в этом году переговоры о запуске Платформы. «Платформа климатических исследований способна обеспечить экспертизу и прогнозы. С ее помощью страны БРИКС смогут обмениваться опытом, интегрировать свои научные подходы и выработать совместное видение в сфере климатической политики», — считают в российском Центре стратегических разработок (ЦСР). Научные оценки способствуют формированию долгосрочных прогнозов, которые позволяют выработать оптимальные меры для борьбы с климатическими изменениями и адаптации к ним, подчеркнул первый заместитель генерального директора ЦСР Алексей Охлопков. Платформа климатических исследований БРИКС может взять на себя отдельные направления для климатических исследований в интересах общей науки, считает глава кафедры исследований изменения климата Университета Кейптауна в ЮАР Брюс Хьюитсон. Детали создания Платформы страны-члены БРИКС обсудят на XVI саммите объединения в Казани. Рейтинг городов В ходе форума власти Москвы представили совместное с Институтом городских инноваций Гуанчжоу аналитическое исследование «Климатическая повестка городов БРИКС». Авторы доклада оценили деятельность 20 городов БРИКС по пяти ключевым направлениям:
Это уже второй доклад о городах такого рода. Первый был представлен на климатическом саммите в ОАЭ в конце 2023 года и получил высокую оценку экспертов. Авторы московского исследования убеждены, что его методология и предложенный онлайн-инструментарий для диагностики климатических решений помогут городам оценить свои климатические стратегии и разработать более эффективные меры по снижению воздействия на климат. Дискуссия вокруг доклада ИНП РАН На форуме был представлен доклад Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) «Экономические эффекты климатических изменений в России». Исследование подготовлено при поддержке Фонда Мельниченко. Ученые из ИНП РАН оценили выгоду для РФ от глобального потепления в 1,2 трлн рублей прибавки к годовому ВВП. Главными драйверами роста станут сельское хозяйство, строительство и логистика, включая Севморпуть. Расчет основан на сопоставлении количественных оценок возможных выгод и ущербов от потепления по разным областям экономики (сельское хозяйство, энергетика и так далее), которые делали различные ведомства и международные структуры, пояснил глава ИНП РАН Александр Широв. По его словам, климатическая повестка может стать одним из векторов развития экономики РФ: «Задача состоит в том, чтобы бизнес, государство и экспертное сообщество договорились». «Любой кризис — в том числе климатический — может быть не только угрозой, но и точкой роста. Совокупный эффект от глобального потепления для России безусловно положителен. Наша страна является одним из главных бенефициаров изменения климата», — подчеркнул Твердохлеб. В этом году объединение БРИКС расширилось вдвое: число стран-участниц выросло с 5 до 10. На 10 стран-членов БРИКС приходится:
Факты, цифры и критика В России все еще много проблем с разработкой и исполнением отраслевых и особенно региональных планов адаптации к изменениям климата, говорится в августовской монографии ИФА РАН «Изменения климата: причины, риски, последствия, проблемы адаптации и регулирования», публикация которой совпала с проведением форума БРИКС. Авторы монографии обращают внимание на тот факт, что лишь 75 субъектов утвердили региональные планы, и лишь чуть более половины заложенных в планы мероприятий можно считать адаптационными. Кроме того, бюджетное финансирование мероприятий по адаптации в качестве отдельной статьи не закладывалось, что создает трудности в планировании. Ученые фиксируют дефицит компетенций и полномочий в сфере подготовки планов адаптации к изменениям климата. Во многих случаях чиновники и представители федеральных служб не идут на контакт, что осложняет либо делает невозможным межведомственное сотрудничество. Безуглеродные источники В ходе форума «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях» его участники несколько раз вспоминали тезис, упомянутый президентом Владимиром Путиным в 2021 году на саммите G20 о том, что доля энергии от практически безуглеродных источников в РФ превышает 40%. Путин тогда заявил, что подразумевает под ними ветряные, солнечные, атомные и гидроэлектростанции. Без природного газа. С ним показатель доходит до 86%. Комментируя тезис о 40% безуглеродной энергии, член рабочей группы по водороду в рамках комитета устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН Юрий Мельников подчеркнул, что этот тезис верен только в отношении части российской экономики и не дает ответы на вопросы о том, как достигать цели углеродной нейтральности к 2060 году во всех других секторах. «Выбросы парниковых газов связаны не столько с производством электроэнергии, но большей частью с секторами транспорта (где ископаемое топливо сжигается в двигателях), промышленности (где ископаемое топливо обеспечивает высокотемпературные процессы, например, в печах черной металлургии). В России есть уникальный сегмент — теплоснабжение, который в таких масштабах не встречается больше ни в одной другой стране (в силу климатических условий). Почти 100% этого сектора обеспечивается ископаемым топливом — газом и углем», — напомнил Мельников. Верификация по линии УНИДРУА Комментируя климатическую политику стран-членов БРИКС, эксперт по углеродному регулированию и рынкам, партнер и глава ESG-практики АБ ЕМПП Сергей Ситников призвал не забывать о международной работе, направленной на гармонизацию углеродного регулирования, которая может оказать влияние на регулирование внутри БРИКС. Одним из организмов, которые проводят такую работу, является Международный институт по унификации частного права со штаб-квартирой в Риме (УНИДРУА). «К сожалению, например, практически незаметно для России и некоторых иных участников БРИКС проходит работа над принципами УНИДРУА, посвященным правовой природе (и в целом, обороту) так называемых добровольных (верифицированных) углеродных единиц (в оригинале — verified carbon credits или VCC). Внимательно следить за ходом таких проектов и участвовать в них очень важно. Иначе можно в какой-то весьма неотдаленный момент оказаться наедине со своим "особым подходом", осложняющим взаимодействие с рынками иных стран, а также добавляющим неопределенности в рамках национального углеродного рынка. Работа над такими проектами сейчас, в основном, держится только на энтузиазме отдельных экспертов, и не имеет поддержки от регулятора и бизнеса», — подчеркнул Ситников. Методологии адаптации Еще один аспект, который привлек внимание экспертов, — отсутствие в России методологий, которые позволили бы точно оценивать результаты адаптационных мероприятий (проектов). В том числе по этой причине адаптационные мероприятия (как и адаптация в целом) являются менее проработанными, причем как на уровне регулятора, так и экспертов, считает Ситников. Он уверен, что разработка соответствующих методологий — первостепенный приоритет. «Это позволило бы не только более эффективно оценивать возможности стимулирования адаптационных мероприятий посредством "традиционных" инструментов (наподобие сниженных ставок кредитования, субсидий и так далее), но и задействовать новые инструменты (например, допустив выпуск и использование так называемых митигационных единиц для таких проектов). Организовать экспертную работу над такими методологиями, как представляется, могли бы "системообразующие" для соответствующих отраслей организации (как возможный, но не обязательный, пример: для сферы строительства и эксплуатации объектов капитального строительства функции такие функции могли бы реализовываться ДОМ.РФ)», — предложил глава ESG-практики АБ ЕМПП. |