News Feeds:

| Печать |

ingerandersen301.05.2025 г.
Активизация действий по борьбе с химическими веществами, отходами и загрязнением окружающей среды

Речь Исполнительного дтректора ЮНЕП  Inger Andersen на сегменте высокого уровня КС по биоразнообразию в Женеве.

Ваши Превосходительства, Уважаемые Участники, Дорогие Друзья,

Если отходы не утилизируются экологически безопасным способом, люди и планета расплачиваются за это. И хотя химические вещества играют важную роль в нашем обществе, при неправильном обращении они приводят к тройному планетарному кризису.

Устойчивые решения этого кризиса вытекают из многосторонних экологических соглашений, таких как Базельские, Роттердамские и Стокгольмские конвенции (BRS), которые защищают здоровье людей и окружающую среду от риска воздействия опасных химических веществ и отходов.

Мы в ЮНЕП гордимся тем, что принимаем у себя Секретариат конвенций BRS, а также 17 других конвенций и платформ, которые государства-члены доверили нам.

Конвенции BRS играют важнейшую роль в целом спектре конвенций и других механизмов, в которых мы участвуем, от Конвенции о биологическом разнообразии и Глобальной рамочной программы по биоразнообразию (GBF) до Глобальной рамочной программы по химическим веществам. Они также связаны с инструментом по борьбе с загрязнением пластиком и Группой по научной политике в области химических веществ, отходов и предотвращения загрязнения — оба этих инструмента находятся на стадии переговоров.

Сегодня вы обсудите способы расширения и укрепления решений, предусмотренных Конвенциями BRS, в таких областях, как борьба с загрязнением окружающей среды, безотходное производство и финансирование. Прежде чем вы начнёте обсуждение, позвольте мне поделиться некоторыми соображениями по этим вопросам.

Я пришел к вам с тремя приоритетами, которые мы должны решить.

Во-первых, усиление действий по предотвращению загрязнения и воздействия химических веществ.

Опасность загрязнения и воздействия токсичных веществ представляет реальную угрозу. Например, стойкие органические загрязнители (СОЗ) накапливаются в живых организмах, что повышает риск для здоровья, в том числе риск развития рака, эндокринных нарушений и врождённых дефектов. Это ложится тяжёлым экономическим бременем на системы здравоохранения. И наносит серьёзный ущерб семьям и сообществам.

Стокгольмская конвенция постепенно выводит из обращения СОЗ и в настоящее время охватывает 34. Но последствия загрязнения и воздействия не могут быть устранены достаточно быстро только с помощью химического подхода. Поэтому, учитывая масштабы и усилия, прилагаемые в рамках Стокгольмской конвенции, давайте рассмотрим безопасность во всём секторе.

Глобальная рамочная программа по химическим веществам предоставляет возможность сделать это. Давайте также не забывать, что экологически чистые химикаты существуют, но это нишевый рынок. Итак, мы должны изучить, как мы развиваем этот новый сектор и переходим к более широкой безопасности, которую могут обеспечить такие химические вещества.

Вопросы, на которые нам нужно ответить, включают в себя следующие: как конвенции BRS могут помочь обеспечить безопасность окружающей среды и людей во всех отраслях? Могут ли правительства создать политические стимулы для продвижения инноваций в промышленности, чтобы увеличить производство экологичных и безопасных химических веществ?

Во-вторых, повышение округлости.

Базельская конвенция обеспечивает надлежащее трансграничное перемещение отходов там, где есть предприятия по их переработке. Роттердамская конвенция обеспечивает предварительное информированное согласие. Но мы не можем ожидать, что эти две конвенции решат все проблемы.

Каждый год образуется два миллиарда тонн твёрдых бытовых отходов. Количество пластиковых отходов и электронных отходов растёт. Показатели переработки в целом низкие. Поэтому мы должны в первую очередь избегать образования отходов — в том числе с помощью расширенной ответственности производителей (EPR).

Мы наблюдаем прогресс в отношении отходов как ресурса в национальных юрисдикциях. И повсюду предпринимаются усилия по развитию экономики замкнутого цикла. Благодаря инновациям появляется много новых рабочих мест – в области безопасности продукции и в области продуктов, рассчитанных на долговечность, повторное использование и более легкую переработку.

Но мой вопрос заключается в следующем: как правительства могут еще больше стимулировать замкнутые рынки?

В-третьих, создание надлежащей финансовой среды для сокращения загрязнения и отходов, а также для более рационального использования химических веществ.

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) сыграл решающую роль в поддержке конвенций BRS, в частности Стокгольмской конвенции. Следующее пополнение ГЭФ имеет ключевое значение. Переход к химической безопасности во всех отраслях потребует разработки стратегии ГЭФ 9 под руководством правительств и значительного пополнения.

Помимо этого, правительствам необходимо создать благоприятные условия для налогово-бюджетной политики и обеспечить доступ к инновационному финансированию.

Здесь, как мы видим во многих странах, EPR может сделать компании ответственными за финансирование переработки отходов и экономики замкнутого цикла. В настоящее время EPR действует более чем в 60 странах. Выделение средств из государственных бюджетов может способствовать привлечению финансирования из частного сектора, как и налогово-бюджетная политика.

Мой вопрос к правительствам: как вы можете привлечь финансирование из других отраслей, таких как страховые компании, банки всех мастей, организации, занимающиеся экспортным кредитованием, биржи ценных бумаг и биржи?

Ваши превосходительства и друзья,

Активные действия в этих областях — переход к отраслевой химической безопасности, открытие новых возможностей на рынке экономики замкнутого цикла и использование потенциала налогово-бюджетной политики и государственных средств — могут существенно изменить ситуацию.

Для поддержки работы Конвенций BRS. Для поддержки других глобальных целей, связанных с химическими веществами, отходами и загрязнением окружающей среды. А также для здоровья и благополучия каждой страны и каждого человека на этой планете.

Завершая, я выражаю глубокую признательность Швейцарии, принимающей пять конвенций ЮНЕП: BRS, СИТЕС и Минамата – и являющейся местом экологической активности. Швейцария великодушно согласилась провести последний раунд переговоров по документу о загрязнении пластиком, INC 5.2, здесь, в прекрасной Женеве. Здесь, в этом городе, мы знаем, что ветер дует нам в спину и что наши хозяева поддерживают нас.

Я с нетерпением жду успешного проведения BRS COP и успешного проведения INC 5.2.

Дополнительные ресурсы

https://www.unep.org/news-and-stories/speech/accelerating-action-chemicals-waste-and-pollution-management

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
Copyright © 2025. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH