| Печать | |
Учёные предупреждают: при неправильном размещении ветропарки могут угрожать редким видам Ветряная энергетика прочно заняла своё место в числе ключевых стратегий по снижению выбросов углерода. По всему миру действуют сотни тысяч турбин, и, несмотря на определённые экономические и логистические трудности в ряде стран, аналитики предполагают, что мощность этого сектора может вырасти в десять раз к 2050 году. Однако вместе с потенциалом «зелёной» энергетики встает и вопрос о её влиянии на биоразнообразие, в частности — на птиц. По оценке American Bird Conservancy, в 2021 году в Соединённых Штатах около 1,17 миллиона птиц погибло в результате столкновений с ветряными турбинами. По другим странам статистика также катастрофическая. Это число часто приводится в спорах сторонников и противников ветроэнергетики. Первые указывают на то, что гораздо больше птиц погибает от домашних кошек и ударов о стеклянные фасады зданий. Вторые настаивают: сам факт гибели птиц от ветряков требует внимания — страдают, как правило, медленно размножающиеся виды, такие как хищники или морские птицы, чья численность может снижаться необратимо даже при умеренном уровне смертности. Исследования показывают, что некоторые птицы избегают ветряков, прекращая охоту или гнездование вблизи установок, тем самым теряя доступ к значительным участкам среды обитания. С ростом числа ветропарков эта проблема может затронуть ключевые пути миграции и популяционные связи. Ответом на эти вызовы становятся как инженерные, так и этологические решения. От покраски лопастей в контрастные цвета до систем на основе искусственного интеллекта — спектр технологий направлен на снижение рисков столкновений. Эксперимент в Норвегии на острове Смёла, где с 2006 года отслеживали гибель птиц с помощью обученных собак, стал одним из наиболее цитируемых. В 2013 году исследователи из Норвежского института природных исследований покрасили одну из трёх лопастей на четырёх турбинах в чёрный цвет, оставив соседние в качестве контрольной группы. К 2016 году зафиксировано снижение смертности более чем на 70% на окрашенных установках — ни одного белохвостого орлана, охраняемого законом, не погибло. Результаты вызвали международный интерес. Однако аналогичный эксперимент в Нидерландах — на ветропарке в Эемсхавене — не подтвердил успех норвежской методики. Как отмечает орнитолог Эрик Клоп, чёрные лопасти могли оказаться недостаточно контрастными на фоне индустриального пейзажа. Кроме того, птицы, привыкшие к постоянному движению машин, возможно, менее остро реагируют на визуальные раздражители. На юге Африки, где под угрозой находится редкий хищник — чёрный харьер, — применили другую окраску. В рамках эксперимента в 2023 году четыре турбины ветропарка Хоупфилд были оснащены лопастями с широкими красными полосами (чёрный цвет не одобрен авиационными службами). По словам орнитолога Роба Симмонса из Кейптаунского университета, число погибших птиц хищных видов на этих установках сократилось более чем на 80%, и в течение двух лет после покраски была зафиксирована лишь одна гибель хищника. Грэм Мартин, специалист по зрению птиц из Университета Бирмингема, подчёркивает: разные виды воспринимают окружающее по-разному. Хищные птицы, такие как орлы, часто имеют слепую зону над головой, а их зрение направлено вниз — они ищут добычу. Таким образом, они «летят вслепую» по направлению движения, особенно в районах, где нет природных препятствий — и не было на протяжении миллионов лет. Добавляют сложности и погодные условия: многие водоплавающие, такие как утки и гуси, летают на высокой скорости при слабом освещении — на рассвете, в сумерках или в тумане. А певчие птицы часто мигрируют ночью. Стеклянные здания не становятся для них угрозой, но лопасти турбин — да. Параллельно с экспериментами по окраске развивается направление, связанное с автоматическим отключением турбин. В ряде стран применяются системы, сочетающие радары, камеры и искусственный интеллект. В Испании система shutdown on demand, охватившая 269 турбин, снизила смертность крупных парящих птиц, включая аистов и хищников, более чем на 60%, при этом потери в генерации составили лишь около 0,5%. В некоторых африканских ветропарках задействуют наблюдателей, которые вручную приостанавливают турбины при приближении уязвимых видов. Так, на ветропарке Excelsior, благодаря такой системе, полностью исключена гибель крупных хищников, при потерях менее 1% выработки. Однако гибель двух харьеров, несмотря на меры, всё же была зафиксирована — из-за скорости их полёта и особенностей обнаружения. Аналогичные решения на основе искусственного интеллекта тестируются в США. Однако такие системы требуют длительного периода настройки под конкретные виды и ландшафт. Как отмечает орнитолог Йонне Клейхеег-Хартман, обучение нейросети может занять месяцы или годы, что делает технологию дорогой и пока неуниверсальной. Учёные сходятся во мнении: наибольшее значение имеет выбор места установки ветропарка. Экологическое обследование — с фиксацией маршрутов, видов, сезонов и особенностей поведения птиц — должно проводиться до начала строительства. На практике это происходит не всегда. Давление инвесторов, сроки ввода объектов и недостаток нормативной базы приводят к тому, что проекты начинают реализовываться без должного анализа. Орнитолог Роэл Май подчеркивает: если приходится отключать турбину или перекрашивать лопасти, значит, место было выбрано неудачно. По его мнению, экологическая экспертиза должна становиться обязательной и поэтапной, начиная с планирования проекта. В ряде европейских стран такие подходы уже внедряются. |