| Печать | |
Выступление Исполнительного директора ЮНЕП Ингер Андерсен на открытом заседания 12-го ежегодного подкомитета Комитета постоянных представителей, Найроби, Кения Ваше превосходительство, председатель Комитета постоянных представителей Султан Гаджиев Послы и коллеги. Добро пожаловать на двенадцатое ежегодное заседание подкомитета Комитета постоянных представителей (КПР). Позвольте мне начать с того, что я с сожалением отмечу неожиданные потери, которые понесло наше экологическое сообщество за последние недели. Мы выражаем искренние соболезнования народу Ганы в связи с трагической гибелью доктора Ибрагима Мурталы Мохаммеда, министра окружающей среды, науки, технологий и инноваций. Министр Мохаммед должен был приехать и присоединиться к нам в Женеве для участия в переговорах INC-5.2 по проблеме загрязнения пластиком. Мне выпала честь обсуждать с ним этот вопрос на Конференции ООН по океану в июне, где он продемонстрировал свою заинтересованность и приверженность делу. Мы также скорбим о кончине Верховного комиссара Южно-Африканской Республики Мнинвы Йоханнеса Малангу. Многие из вас, присутствующих здесь, не понаслышке знают о его выдающейся службе и преданности делу многостороннего сотрудничества и работы здесь, в Найроби. От имени ЮНЕП мы выражаем глубочайшие соболезнования их семьям, коллегам и странам. Они оставили после себя наследие, которое будет и дальше вдохновлять нас на выполнение нашей общей миссии по сохранению здоровья планеты. Превосходительства, Прошёл почти год с тех пор, как этот подкомитет собирался в последний раз. Год перемен и потрясений, в течение которого возникли серьёзные проблемы для многостороннего подхода. Система ООН и ЮНЕП адаптируются к этой новой реальности, и я ещё вернусь к этому вопросу. Для начала давайте вспомним, что даже в эти непростые времена многосторонний подход позволил добиться многих важных результатов с сентября 2024 года. Мы ознакомились с «Пактом о будущем», в котором окружающая среда названа основой процветания. А на Саммите «Единое здравоохранение» в рамках 79й Генеральной Ассамблеи ООН в прошлом году мы увидели обязательство сократить на 10 % число предполагаемых 4,95 миллиона смертей, связанных с устойчивостью бактерий к противомикробным препаратам, ежегодно. В рамках Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы в области биоразнообразия была согласована стратегия мобилизации ресурсов и создан Фонд Кали для обеспечения справедливого распределения выгод от коммерческого использования информации о генетическом секвенировании биоразнообразия. Мы также стали свидетелями важного решения о признании коренных народов, лиц африканского происхождения и их общин правообладателями в сфере сохранения биоразнообразия. Что касается климата, мы увидели, как страны согласовывают стандарты для централизованного углеродного рынка под эгидой ООН, а также новую коллективную количественную цель по климатическому финансированию, которая предусматривает увеличение финансирования развивающихся стран до 300 миллиардов долларов США в год к 2035 году. А совсем недавно, в июне, в Пунта-дель-Эсте, мы увидели, как государства-члены договорились о создании Межправительственной научно-политической группы по химическим веществам, отходам и загрязнению окружающей среды, тем самым завершив создание тройки групп по климату, биоразнообразию и экосистемным услугам и загрязнению окружающей среды. И, конечно же, на Конференциях сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций в апреле мы увидели новые шаги в области обращения с опасными химическими веществами и отходами. На Конференции ООН по океану мы увидели новые обязательства по сохранению здоровой морской и прибрежной среды, в том числе 19 дополнительных ратификаций соглашения BBNJ, что ещё больше приближает его вступление в силу. Все эти решения, которые вы приняли, свидетельствуют о прогрессе в области охраны окружающей среды и управления ею. И, говоря об управлении, давайте не будем забывать, что состав этого подкомитета расширился за счёт четырёх новых государств-членов, и теперь нас 155 аккредитованных членов. То, что столь многого удалось достичь в неспокойных водах геополитических сложностей, экономических проблем и многосторонних противоречий, свидетельствует о жизнеспособности и устойчивости многостороннего подхода. Конечно, теперь международному сообществу нужно понять, как выполнить многие из этих обещаний в условиях меняющихся финансовых приоритетов. Но эти значительные достижения нельзя игнорировать. И да, были и разочаровывающие моменты. В прошлом месяце переговоры по инструменту, призванному положить конец пластиковому загрязнению, были прерваны, и страны договорились возобновить их позже. Однако после десяти напряжённых дней на INC-5.2 был достигнут прогресс. Да, страны в конечном счёте не смогли найти общий язык за то время, которое было отведено для согласования текста договора, но мы увидели сближение позиций по ряду вопросов. В соответствии с резолюцией 5/14 я отчитаюсь перед седьмой сессией Ассамблеи ООН по окружающей среде (ЮНЕА-7) о достигнутом прогрессе. Несмотря на все сложности, очевидно, что мир хочет покончить с загрязнением пластиком. Экологические, экономические и медицинские последствия загрязнения пластиком становятся всё более очевидными, и именно поэтому работа ЮНЕП по борьбе с загрязнением пластиком, в том числе в морской среде, не прекратится. Мы воспользуемся предстоящей Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН), чтобы продолжить слушать и обсуждать дальнейшие шаги со странами и партнёрами. Мы будем стремиться работать с государствами-членами над тем, чтобы наметить дальнейший путь, который заложит основу для достижения соглашения, обеспечивающего будущее без пластикового загрязнения. Параллельно с этим, конечно, продолжается программа ЮНЕП по оказанию поддержки государствам-членам в их работе по борьбе с пластиковым загрязнением. Я настоятельно рекомендую государствам-членам вести неформальные переговоры — не только с теми группами, с которыми вы уже согласны, но и с теми, с которыми вы не согласны. Только благодаря такому диалогу мы сможем по-настоящему понять, где проходят «красные линии» и где можно найти компромиссные решения. Превосходительства, Как вы знаете, ЮНЕП и ООН в целом также ищут новые и более эффективные способы достижения результатов в условиях финансовых ограничений. Инициатива «ООН-80» продолжает набирать обороты, стремясь устранить неэффективность и дублирование, чтобы обеспечить выполнение Повестки дня на период до 2030 года. Генеральный секретарь представит свой доклад перед Генеральной Ассамблеей ООН, что даст государствам-членам возможность обсудить предлагаемые реформы и дальнейшие шаги. Как вы помните, инициатива UN80 состоит из трёх основных направлений. Первое направление касается повышения эффективности и оптимизации работы, что входит в сферу непосредственного принятия решений Генеральным секретарём. Вторым направлением стал «пересмотр мандата». Здесь основное внимание уделялось тому, как ООН выполняет мандаты, предоставленные организации государствами-членами. Учитывая, что резолюции становятся все длиннее и сложнее, а количество встреч и переговоров растет при меньшем объеме ресурсов, очевидно, что необходимо что-то менять. Генеральная Ассамблея ООН предоставит государствам-членам важную возможность обсудить этот вопрос. В этом контексте я хотел бы призвать государства-члены также задуматься над этим вопросом в рамках ЮНЕП; как в отношении резолюций ЮНЕА, так и в отношении полезности и административной стоимости недавно введённых «рекомендаций» CPR. По мере продвижения работы над вторым направлением Генеральный секретарь ясно дал понять, что мы в ООН не должны упускать из виду людей, которым служим: нам нужны реальные результаты в реальном мире. Поэтому государствам-членам предлагается ставить под сомнение ценность запрашиваемых ООН докладов, которые не способствуют прогрессу в интересах людей, планеты и сокращения бедности. Последний столп — структурная и программная перестройка. Здесь ЮНЕП также внесла свой вклад, отметив, что структурные изменения в конечном счёте будут рассматриваться государствами-членами. У государств-членов будет возможность обсудить предложения Генерального секретаря на Генеральной Ассамблее ООН после публикации доклада Генерального секретаря. Что касается нас, то ЮНЕП всегда стремилась к экономической эффективности и оперативному реагированию на спрос, задолго до сложившейся финансовой ситуации. Вам известно, что ЮНЕП инициировала функциональный обзор в преддверии 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы сократить расходы и создать более гибкую, оперативную и перспективную организацию. Параллельно с этим ЮНЕП продвигается в вопросе объединения Отдела раннего предупреждения и оценки с Канцелярией главного научного сотрудника для создания Канцелярии по научным вопросам, как упоминалось на предыдущих заседаниях Комитета по политике и программам. Цель состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное использование персонала и ресурсов для повышения эффективности научной деятельности в преддверии новой эры, которая требует более гибких и современных инструментов. Для обеспечения непрерывности работы в переходный период проводится набор на временную должность главного научного сотрудника D2. В ближайшие недели мы продолжим набор на должность главного научного сотрудника D2, отметив, что это должность с регулярным бюджетом. В рамках текущего функционального анализа нам также пришлось принять несколько непростых решений, касающихся должностей. Функциональный анализ был сосредоточен на миссии и полномочиях, результатах и приоритетах, а также на реорганизации институциональных структур, чтобы обеспечить реализацию программы в рамках новой структуры. Более подробную информацию о бюджете и структурной ситуации вы получите на этой неделе. В связи с сокращением взносов в Фонд окружающей среды со стороны стран-участниц Бюджетный руководящий комитет ЮНЕП под председательством заместителя исполнительного директора, который руководил начальными этапами анализа, спрогнозировал дефицит бюджета на конец года в размере 15,7 млн долларов США. Этот показатель можно сократить на 11 млн долларов США за счет ряда разумных мер: сокращения расходов, замораживания должностей, повышения эффективности и так далее. Однако оставшийся дефицит можно покрыть только за счет сокращения штата. Чтобы свести баланс и выплатить заработную плату, необходимо сократить примерно 130 должностей в Фонде окружающей среды и 17 внебюджетных должностей, а также 23 должности в рамках регулярного бюджета, которые мы обязаны сократить в соответствии с указаниями контролёра Секретариата ООН. Это, конечно, тяжело для всех. В качестве первого шага мы уже начали процедуру добровольного увольнения. Добровольное увольнение, конечно, проще и менее травматично, чем сокращение штата. Чтобы обеспечить должный уход за нашими сотрудниками, а также непрерывность бизнес-процессов и реализацию программ, мы прилагаем все усилия, чтобы свести к минимуму сбои в работе и завершить процедуру до конца этого года. Превосходительства, Даже в этих неспокойных водах, с сокращённым штатом и спущенными парусами, ЮНЕП будет продолжать свою работу. Мы по-прежнему уверены в себе, сильны и опираемся на доверие государств-членов и партнёров к нашей способности выполнять поставленные задачи. На этой неделе вы ознакомитесь с отчетом о результатах программы ЮНЕП за 2024 год. От Кении до Мексики и Ниуэ ЮНЕП повышала устойчивость, снижала уязвимость, восстанавливала экосистемы и боролась с загрязнением и отходами. ЮНЕП остается выгодным вложением, надежным партнером, гибкой и отзывчивой организацией, стремящейся к оперативному совершенству. Поскольку в ближайшие дни Ежегодный подкомитет будет рассматривать отчет, я с нетерпением жду ваших отзывов и рекомендаций, особенно по вопросам, которые необходимо включить в следующую Среднесрочную стратегию (ССС), которую вы также будете рассматривать на этом заседании. Команда ЮНЕП готова оказать вам поддержку в течение этой недели. Позвольте мне также воспользоваться этой возможностью, чтобы поприветствовать Хуана Карлоса Вакеза, который присоединился к Управлению по вопросам управления в качестве нового заместителя директора и заместителя секретаря по вопросам руководящих органов. В эти непростые времена новая стратегия ЮНЕП подтверждает и подчёркивает приверженность организации идее здорового, процветающего и жизнестойкого общества и планеты. Мы внимательно прислушивались к вашим мнению: в ходе более чем 40 консультаций по стратегии ЮНЕП было получено более 650 рекомендаций. Благодарим вас за участие, которое мы постарались отразить сбалансированно и последовательно, сосредоточившись на результатах и эффективности работы ЮНЕП в будущем. Я с нетерпением жду продолжения дискуссии и готов выслушать мнения региональных форумов министров по вопросам окружающей среды и природоохранных органов о том, как они могут поддержать программу MTS на 2026–2029 годы и глобальные экологические инициативы. Вы также ознакомитесь с бюджетом ЮНЕП. Хотя, как уже упоминалось, на бюджет повлияла ситуация в мире, позвольте мне напомнить, что в 2023 и 2024 годах мы получили самые высокие взносы в Экологический фонд за всю историю. В 2024 году Экологический фонд получил более 90 миллионов долларов США от наибольшего числа доноров. Я благодарю каждого из них, а также тех, кто сделал взносы в 2025 году. Вы проявили доверие к ЮНЕП. Я надеюсь, что вы и дальше будете проявлять доверие и что новые рекорды по вкладам за последние два года могут послужить основой для будущего. Вы также услышите о подготовке к UNEA-7, которая станет решающим моментом для решительных действий по защите окружающей среды во всем мире. В связи с этим позвольте мне обратиться с призывом обеспечить достаточное финансирование. Общий предварительный бюджет ЮНЕА-7 составляет 4,58 млн долларов США, из которых 40 % приходится на расходы на проезд для представителей развивающихся стран и основных групп участников. Я благодарю делегации Австралии, Дании, Финляндии, Германии, Венгрии, Омана, Швеции, Филиппин и Европейскую комиссию, а также Европейский инвестиционный банк за их вклад, в частности за поддержку участия развивающихся стран и заинтересованных сторон. Однако в настоящее время дефицит финансирования составляет 1,2 миллиона долларов США, что составляет 26 % от общего бюджета и включает расходы на дополнительную команду переводчиков для компенсации сокращения регулярного бюджета. Если этот дефицит не удастся покрыть, то UNEA-7 придётся так или иначе сократить. Превосходительства, Есть над чем поразмыслить — не только в настоящий момент, но и в предстоящие месяцы и годы. Путь, по которому вы сейчас идёте, определит не только будущее ЮНЕП, но и саму траекторию природоохранной деятельности. А вместе с ней — будущее нашей экономики, наших рабочих мест, нашего здоровья, нашей безопасности и нашего мира. Ведь всё это неразрывно связано с благополучием планеты, которую мы называем своим домом. Стабильность окружающей среды — это фундамент, на котором строится всё остальное. Без него ни одно из наших стремлений — ни одна из наших надежд на более светлый и справедливый мир — не сможет по-настоящему укорениться. Вам выпала честь стать одним из ключевых строителей этого будущего. Строителем среды, которая будет поддерживать всех нас. Я прошу вас принять на себя эту ответственность. Используйте эту власть мудро, смело и дальновидно. Пусть решения, которые вы принимаете сегодня, станут краеугольным камнем наследия завтрашнего дня. Дополнительные ресурсы
https://www.unep.org/news-and-stories/speech/evolving-unep-better-face-environmental-challenges |