News Feeds:

| Печать |

wed2019airpollution09.09.2025 г.
Катализаторы с оксидом марганца показали эффективность в нейтрализации выхлопов

Разработки российских учёных обеспечивают окисление загрязнителей уже при 180

Учёные Федерального исследовательского центра «Институт катализа СО РАН» разработали новые катализаторы для снижения токсичности выбросов дизельных двигателей. Специалистам удалось добиться высокой активности и устойчивости систем при более низкой концентрации драгоценных металлов, чем в используемых на рынке образцах.

По данным исследователей, в России ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 млн тонн вредных веществ от автотранспорта, включая углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, сажу и диоксид серы. При правильной работе катализаторов эти соединения преобразуются в воду, углекислый газ в небольших количествах и молекулярный азот.

Современные нейтрализаторы для автомобилей обычно производят на основе керамических блоков, покрытых алюмооксидом с нанесёнными наночастицами платины и палладия. Концентрация этих металлов в стандартных системах составляет около 1 грамма на литр катализатора, что является значительной величиной. В промышленности существует потребность в снижении этого показателя без потери эффективности.

В Институте катализа СО РАН исследуют возможность усиления каталитической активности за счёт комбинации платины и палладия с оксидом марганца. Учёные установили, что при добавлении 5% оксида марганца в алюмооксидное покрытие содержание платины можно снизить до 0,17 г/л, а палладия — до 0,17–0,35 г/л, сохранив при этом высокую эффективность.

Эксперименты показали, что уже при содержании платины 0,17 г/л температура, необходимая для 50-процентной конверсии бутана, составила около 350. Этот показатель сопоставим с катализатором, в котором содержание платины в шесть раз выше, но отсутствует оксид марганца. При увеличении доли платины до 1 г/л рабочая температура снижается до 270.

— По сравнению с промышленным образцом, хорошие каталитические характеристики в нейтрализации токсичных компонентов отработанных газов показывает даже платиновый катализатор после добавления оксида марганца. В результате синергетического эффекта можно снизить содержание платины в 1.5 раза (с 1 до 0.7 г/л), и еще больше при замещении платины палладием. При 180 платино-палладиевый катализатор обеспечивает уже 50% превращения углеводородов (пропана/пропена) и 90% превращения монооксида углерода — то есть начинает окислять еще до достижения оптимального рабочего режима дизельного двигателя. Промышленный катализатор в этих же условиях начнет работать только при температуре порядка 250, — отметила старший научный сотрудник отдела гетерогенного катализа ИК СО РАН, к.х.н. Светлана Яшник.

Разработанный катализатор прошёл тест на устойчивость при температуре 750 в течение семи часов в присутствии водяного пара. Результаты показали более высокую эффективность в окислении углеводородов и оксида углерода, а также в восстановлении оксидов азота по сравнению с существующими образцами.

Испытания в сотрудничестве с промышленным предприятием подтвердили результативность системы. Исследователи планируют продолжить работу, варьируя содержание активных и модифицирующих компонентов, а также изучая физико-химические свойства катализаторов.

https://nia.eco/2025/09/09/107812/

 

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
Copyright © 2025. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH