News Feeds:

| Печать |

cop2417.12.2018 г.
Парижское климатическое соглашение ООН: к принципам добавились правила

Приняты правила реализации Парижского климатического соглашения, включая организацию международных проектов по снижению выбросов парниковых газов.

На 24-ой Конференции сторон в Катовице в Рамочной конвенции ООН об изменении климата приняты правила реализации Парижского соглашения, заключенного в 2015 году. Правила определяют, как страны должны отчитываться о мерах по снижению выбросов парниковых газов (ПГ), как сообщать о действиях по адаптации к изменениям климата, докладывать о выделении средств и их расходовании. Принят порядок действий по подведению глобальных итогов всей деятельности по выбросам, адаптации и финансированию в 2023, а затем в 2028 году. Прописаны действия Комитета по соблюдению, призванного содействовать странам в выполнении их национальных целей.

Страны продемонстрировали понимание проблемы антропогенного изменения климата и необходимость поддержки наиболее уязвимых и слабых государств.

«Правила преимущественно определяют порядок и структуру отчетности, действия по мониторингу глобальной ситуации, однако сами действия стран правилами никак не предписываются. Принцип Парижских решений соглашения – добровольные действия, определяемые национальными целями, которые страны принимают самостоятельно – вне соглашения», – комментирует участник конференции директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. «За пределы принципов Парижа правила не выходят, поэтому там не может быть речи о страновых квотах на выбросы, международных платежах за них и т. п., все эти важнейшие вопросы должны решаться на национальном уровне, а вот международные проекты правила регламентируют».

Важным элементом Парижского соглашения является Механизм устойчивого развития (МУР) подразумевающий совместные действия стран по снижению выбросов ПГ, как рыночные, так и не рыночные. В Катовице были выработаны руководящие указания совместной деятельности стран – фактически двусторонней торговле единицами снижения выбросов ПГ; приняты правила, условия и процедуры реализации двусторонних проектов; рабочая программа по развитию нерыночных видов сотрудничества. Во всех деталях МУР будут проработаны в 2019 году, но основа для действий уже принята и позволит в 2021-2022 годах начать активную международную деятельность.

«Наиболее ценной для России представляется реализация проектов, их статус как действий по Парижскому соглашению обеспечит прозрачность, а значит, снизит риски и сделает проекты гораздо более привлекательными для инвесторов», – добавляет Алексей Кокорин. «Цена и количество генерируемых единиц сокращения выбросов – вещи вторичные, требований к ним в правилах нет, как нет и ограничений, которые бы помешали реализации в России самых разных проектов, в том числе лесных. Однако для этого Россия должна присоединиться к 184 странам, ратифицировавшим соглашение».

Финансы – помощь наиболее уязвимым и слабым странам - ключевой элемент Парижского соглашения. Самые богатые страны-доноры эту помощь обязались оказывать, хотя договоренность и не обговаривает конкретные объемы. Россия к ним не принадлежит и является добровольным донором, оказывающим помощь по мере возможности. Именно финансами объясняется большинство конфликтных ситуаций. США вышли из соглашения, так как с точки зрения финансов оно неравноправно к ним и к Китаю – их главному глобальному конкуренту. Турция встретилась со специфическими финансовыми проблемами и пока не ратифицирует соглашение.

Наиболее слабые и уязвимые страны настаивали в Катовице на выделении специального «окна» для компенсации их потерь и ущерба от мер, к которым уже невозможно адаптировать – приспособиться, что не устраивало развитые страны и приводило к напряженному столкновению интересов. В итоге отдельное «окно» создано не было, особые нужды наиболее уязвимых стран будут учтены при подведении в 2023 году итогов глобальной деятельности.

«В Катовице Япония и европейские страны показали, что вопреки позиции США, продолжат масштабное финансирование Зеленого климатического фонда. Германия и Япония заявили о выделении фонду по 1,5 млрд. долларов на 4 года, к ним присоединились Норвегия, Франция, Финляндия, что уже гарантирует его активную работу в 2020-2023 гг. Россия тоже объявила о внесении средств в этот фонд и в поддержку деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата – IPCC», – добавляет Алексей Кокорин.

Параллельно подготовке свода правил шел обмен мнениями по вопросу глобальных усилий по ПГ («Таланоа диалог»). Наиболее уязвимые страны, особенно малые островные государства, а также экологические организации были разочарованы, что практически не идет процесс усиления национальных целей ведущих стран по выбросам ПГ. Дебаты были особенно напряженными в свете выхода доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, показывающего насколько относительно небольшим был бы ущерб от изменения климата, если бы удалось ограничить повышение средней глобальной температуры приповерхностного слоя воздуха на уровне 1,5 град. С (отсчитывая от второй половины XIX века). Сейчас отметка в 1 градус уже пройдена, а национальные цели стран на период до 2030 года в целом ведут мир по пути повышения температуры на 3 град. С (к концу XXI века). Доклад наглядно показывает, что такая «мелочь» как каждые 0,5 град. С глобальной температуры – очень важны. Имеет большое значение, остановится ли антропогенное воздействие на климат Земли на уровне 3 или 2,5, 2,5 или 2 град. С, так как каждый «шажок» означает гораздо меньшее число и силу опасных явлений – засух и наводнений, волн жары и штормовых ветров, меньший подъем уровня мирового океана, меньшую кислотность морских вод и т. д.

Особый оттенок конференции придавало ее проведение в угольной столице Польши. Переговоры сопровождалась массой публичных мероприятий, а 8 декабря был проведен марш по городу, где главными лозунгами были радикальное снижение выбросов ПГ и сворачивание использования угля в мире в целом. Экологические организации разочарованы, что Парижское соглашение не запрещает уголь. Действительно, данная договоренность в принципе не предназначена запрещать или разрешать что-либо конкретное, однако она в полной мере отражает глобальный низкоуглеродный тренд конкурентоспособного экономического развития. Вне этого тренда не может остаться ни одна страна, даже такая сильная как США, отказавшиеся от соглашения по финансовым соображениям. На практике в мире в целом все больше угольных проектов не находят инвестиций, причем это не зависит от того, находится ли проект в стране, ратифицировавшей Парижское соглашение, или нет.

Итоги работы конференции показывают, что Парижское соглашение успешно развивается, хотя многие действия слишком медленны, недостаточны для наиболее слабых и уязвимых стран, особенно островных государств, которым грозит затопление.

«Не надо переоценивать официальные результаты конференции, она не планировалась как эпохальная, но дала Парижскому соглашению ряд подзаконных актов», - комментирует Алексей Кокорин. «Но не надо недооценивать неофициальные результаты, сделанные там заявления, представленные планы крупнейших компаний и финансовых институтов».

Всемирный банк объявил, что в следующие 5 лет на климатические цели им будет выделено 200 миллиардов долларов. Еще важнее то, что банк заявил о начале крупномасштабного финансирования проектов по адаптации к изменению климата, включая выделение грантов. Прошедшие в Катовице неофициальные мероприятия с участием ведущих мировых финансовых институтов и крупнейших компаний показали, что медленно, но последовательно финансовые потоки в мире «синхронизируются» с Парижским соглашением, подстраиваются под низкоуглеродное развитие и климатические риски, приводят свою деятельность в соответствие с принципами и форматом данной договоренности.

WWF России подготовит краткий обзор результатов конференции, который будет размещен в разделе «Документы» на сайте https://wwf.ru/what-we-do/climate-and-energy/

Пресс-служба WWF России

 

Биоразнообразие Воздушная среда Здоровье Земельные ресурсы Климат Опустынивание Стихийные бедствия Горные районы Лесные ресурсы Полярные районы Пресноводные ресурсы Прибрежные и морские зоны Экосистемы   

Новости 2018 * Новости 2017 * Новости 2016 * Новости 2015 * Новости 2014 * Новости 2013 Новости 2012 * Новости 2011 * Эконовости ООН Новости ЮНЕП * Новости МПР 
Новости Росприроднадзора * Новости Роснедра * Новости Росводресурсы * Новости Росгидромет

Конвенции и соглашения по окружающей среде * ООН и экологическое право  

 
envproblems
erergy-fresh
ge
energy2012

geo5

tree
unea


unea4

bef2018

wed2018v.

nwb2016

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2019. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH