News Feeds:
Зеленая экономика


Как идет процесс нашего восстановления? Факты и примеры справедливого вклада в «зеленое» восстановление за 2020 год | Печать |
ЮНЕП - Зеленая экономика

Как идет процесс нашего восстановления? Факты и примеры справедливого вклада в «зеленое» восстановление за 2020 год

10 March 2021

Пандемия КОВИД-19 привела к глобальному кризису, угрожающему жизни и средствам к существованию наименее защищенных слоев населения из-за обострения бедности, неравенства и ущерба экономическому развитию на длительный период времени. Доклад «Как идет процесс нашего восстановления? Факты и примеры справедливого вклада в «зеленое» восстановление за 2020 год» содержат анализ более 3500 фискальных политик, объявленных ведущими странами в 2020 году, и призывают правительства к более устойчивым инвестициям и борьбе с неравенством, поскольку они являются причиной упадка, вызванных пандемией.

В докладе представлены доказательства, собранные до февраля 2021 года в рамках проекта «Глобальной обсерватории восстановления» (Global Recovery Observatory) – инициативы, возглавляемой проектом экономического восстановления Оксфордского университета (OUERP) и поддерживаемой ЮНЕП, Международным валютным фондом и Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) через Сеть «зеленой» фискальной политики (GFPN).

По состоянию на февраль 2021 года в базу данных Обсерватории включены более 3500 политик из 50 крупнейших мировых экономик. Она обновляется еженедельно. База данных будет размещена на сайтах Oxford SSEE, GFPN и «Данные будущего ПРООН». Изучите визуализацию данных результатов на платформе «Данные будущего ПРООН».

Дополнительные ресурсы

Скачать

 
"Зеленый" транспорт | Печать |
ЮНЕП - Зеленая экономика
annualrep2009"ЗЕЛЕНЫЙ" ТРАНСПОРТ
(из Ежегодного доклада ЮНЕП за 2009 г.)

Предотвращение—Переход—Обеспечение экологической чистоты. Это три направления стратегии ЮНЕП в области транспорта, секторе, на который приходится приблизительно четверть всех выбросов парниковых газов, связанных с выработкой энергии. Более экономичный и экологически чистый транспорт является ключевым элементом низкоуглеродной экономики. В рамках своей транспортной программы ЮНЕП пропагандирует смену парадигмы в пользу меньшего использования автомобильного транспорта без ущерба для мобильности. ЮНЕП также уделяет особое внимание повышению чистоты транспортных средств и топлива, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые пытаются бороться с загрязнением воздуха и связанными с ним проблемами здравоохранения.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

ЮНЕП работает над демонстрацией возможности снизить спрос на транспорт, особенно на частные транспортные средства, без ущерба для общей мобильности. Например, более рациональное планирование городов – по сравнению с разрастанием пригородов –позволяет сократить потребность в перемещении на большие расстояния между местами проживания, работы и отдыха.

ПЕРЕХОД

Переход от частных автомобилей к общественному транспорту позволяет сократить выбросы углерода и уменьшить заторы на дорогах. Во многих развивающихся странах большинство жителей по-прежнему не может позволить себе иметь личный автомобиль, однако в этих странах отсутствуют развитые системы общественного транспорта и безопасные варианты передвижения для пешеходов, велосипедистов и передвижения с использованием других немоторизованных транспортных средств. В рамках своей новой инициативы "Уступи дорогу" ЮНЕП работает с общественностью и партнерами из частного сектора, с тем чтобы гарантировать, что от всего объема инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры примерно 10 процентов идет на создание пешеходных и велосипедных дорожек.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЫ

К 2050 году численность мирового автопарка утроится, при этом почти весь рост придется на развивающиеся страны. Для предупреждения значительного увеличения выбросов от транспорта, ухудшения качества воздуха и дальнейшего развития изменения климата ЮНЕП вместе с фондом "Международная автомобильная федерация" (ФИА) и Международным транспортным форумом в рамках ОЭСР инициировала кампанию "На 50 к 50-му", целью которой является повышение эффективности мирового автопарка по меньшей мере на 50 процентов к 2050 году. Кроме того, ЮНЕП разместила у себя лауреата премии "ООН 21" – Партнерство в интересах применения экологически чистых видов топлива и транспортных средств. С 2002 года Партнерство, насчитывающее более 120 членов, достигло серьезных успехов в деле поэтапного отказа от этилированного бензина по всему миру. Лишь 12 стран еще применяют небольшие количества этилированного топлива, при этом все страны утвердили целевые показатели для завершения поэтапного отказа. Первоначальные оценки показывают, что благодаря этим усилиям удается предотвратить несколько сотен тысяч преждевременных смертей в год. Сейчас Партнерство занимается глобальной кампанией по снижению уровня содержания серы по всему миру. Все развитые страны утвердили стандартное содержание серы на уровне не более 50 частей серы на миллион (ч/ млн), что сильно отличается от уровней, достигающих 10 000 ч/ млн, обнаруженных в топливе в некоторых развивающихся странах. В 2009 году более 80 развивающихся стран (более половины из них расположено в Африке) согласились внедрить план действий по переходу к топливу с низким содержанием серы, а несколько стран в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна утвердили конкретные целевые показатели.

Новости "Зеленой экономики"  

 

 

 
| Печать |
annualrep2009"ЗЕЛЕНАЯ" ЭНЕРГЕТИКА
(из Ежегодного доклада ЮНЕП за 2009 г.)

В 2009 году одним из основных направлений деятельности ЮНЕП по-прежнему было оказание помощи правительствам и частному сектору во внедрении низкоуглеродных, возобновляемых источников энергии и повышении энергоэффективности. Впервые в общемировом масштабе объем инвестиций в возобновляемые источники энергии превысил сумму инвестиций в ископаемые виды топлива – символический момент в деле глобального перехода к низкоуглеродному будущему.

В докладе 2009 года "Глобальные тенденции инвестирования в устойчивую энергетику" –ежегодной оценке тенденций экологически чистого инвестирования, подготовленной в сотрудничестве с агентством "Нью энерджи файненс" – показано, что глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность в 2008 году достигли рекордного уровня. Согласно докладу, объем инвестиций в выработку энергии из возобновляемых источников превысил инвестиции в выработку энергии с использованием ископаемых видов топлива (140 млрд. и 110 млрд. долларов США).

В Африке в рамках Механизма чистого развития (МЧР) – основного рыночного механизма Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) – идет полным ходом реализация или планируется осуществление все большего числа проектов, предусматривающих использование "зеленой" энергетики и безопасность для климата. Последнее обновление данных МЧР, проведенное Центром ЮНЕП по энергетике, климату и устойчивому развитию в Ризо, показывает, что примерно 112 проектов МЧР в Африке общей стоимостью 212 млн. евро в год находятся на этапе "проверки, подачи запроса о регистрации" или уже зарегистрированы. По линии Консультативного фонда устойчивой энергетики, финансируемого правительством Дании, ЮНЕП работает с 10 странами в Африке, Азии и регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, проводя сравнение различных вариантов развития энергетики с целью обоснованного выбора. Фонд обеспечивает оперативное и гибкое содействие для активизации разработки и применения политики, стратегий и технологий, предусматривающих использование устойчивой энергетики.

Для укрепления доверия со стороны инвесторов ЮНЕП при поддержке ФГОС наладила партнерские связи с ведущими страховыми компаниями в области создания новаторских страховых схем для проектов получения возобновляемой энергии в развивающихся странах. Интернет-фонд "Страхование возобновляемых источников энергии" включает в себя сеть экспертов по регулированию рисков из 130 стран, которые будут проводить тщательные оценки и разрабатывать индивидуальные инструменты регулирования финансовых рисков. Конечная цель заключается в том, чтобы выработать решения для удовлетворения потребностей рынков возобновляемой энергетики по всему миру. Всего через месяц после начала работы фонда поступило 24 просьбы о страховании из 13 развитых и развивающихся стран.

Для оказания промышленности помощи в сокращении энерго- и материалоемкости и соответствующего воздействия на окружающую среду, ЮНЕП и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) начали реализацию Программы по обеспечению ресурсоэффективного и более чистого производства (РЭЧП) и создали два национальных центра РЭЧП экологически чистого производства в Албании и на Маврикии. Для решения острого вопроса о биотопливе ЮНЕП провела ряд мероприятий – от составления докладов по оценке до подготовки практического руководства по принятию решений – с целью максимально увеличить потенциальные выгоды биоэнергетики и свести к минимуму потенциальные риски.

В октябре 2009 года ЮНЕП опубликовала самую детальную на данный момент оценку "На пути к устойчивому производству и применению ресурсов: оценка видов биотоплива". В этом докладе, ставшем первым итогом работы новой Международной группы по устойчивому управлению ресурсами ЮНЕП, содержится призыв к тщательному учету преимуществ и недостатков при разработке биотоплива в качестве экологически безопасного источника энергии, а также созданию согласованных стандартов производства биотоплива на основе получивших международное признание оценок в течение жизненного цикла. В течение года ЮНЕП также стала активным участником Глобального биоэнергетического партнерства, начавшего работу в 2005 году в рамках инициативы "Группы восьми" и пяти других стран. В работе партнерства участвуют более 40 правительств и более десятка учреждений ООН и межправительственных организаций, которые занимаются разработкой критериев устойчивости. В качестве ключевого партнера в проведении круглого стола по устойчивым видам биотоплива ЮНЕП организовала региональные информационно-пропагандистские совещания с целью привлечь заинтересованных субъектов к разработке схемы сертификации видов биотоплива на уровне проектов.

Новости "Зеленой экономики"  

 

 


 

 

 
Зеленые технологии | Печать |
ЮНЕП - Зеленая экономика

annualrep2009"ЗЕЛЕНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ
(из Ежегодного доклада ЮНЕП за 2009 г.)

Доступность экологически чистых технологий по-прежнему является центральным аспектом глобального перехода к ресурсоэффективной, "зеленой" экономике. Во многих случаях замена устаревших технологий современными устойчивыми альтернативами может обеспечить экономию средств, улучшение здоровья человека, создание "зеленых" рабочих мест и в то же время благоприятно сказаться на состоянии окружающей среды.

В 2009 году ЮНЕП уделила особое внимание "зеленым" технологиям в целях поиска решений проблемы изменения климата и улучшения регулирования химических веществ и отходов в партнерстве с учреждениями ООН, секретариатами природоохранных конвенций, правительствами, НПО и частным сектором.

Проведя оценки технологических потребностей, ЮНЕП оказала помощь более чем 45 развивающимся странам в анализе препятствий на пути внедрения экологически рациональных технологий и разработке технологических планов действий, предназначенных для устранения этих препятствий.

Программа действий по озону ЮНЕП обеспечивает содействие более чем 80 странам в подготовке планов управления поэтапной ликвидацией гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), сильнодействующих антропогенных парниковых газов, используемых в холодильном оборудовании и кондиционерах воздуха. Эти планы включают выявление возможностей получения сопутствующих выгод от защиты климата, например, за счет повышения энергоэффективности.

Устаревшие технологии могут подвергать опасности здоровье человека и окружающую среду. В этом контексте особую важность приобретает рациональное регулирование химических веществ. Отрасли, производящие и применяющие химические вещества, оказывают серьезное воздействие на занятость, торговлю и экономический рост во всем мире. Особую озабоченность вызывает расширяющийся разрыв между развитыми странами, развивающимися странами и странами с переходной экономикой в отношении их потенциала регулирования рисков, связанных с химическими веществами.

В области технической поддержки ЮНЕП оказывает содействие правительствам и частному сектору в сфере повышения осведомленности, предотвращения, обеспечения готовности и регулирования промышленных рисков и происшествий с химическими веществами, работая в Камбодже, Китае, Перу, Таиланде и на Филиппинах.

Химические вещества присутствуют везде – от мягкого пластика в детских бутылочках до огнестойких добавок в составе ковров. К сожалению, то же самое нельзя сказать об информации, имеющейся у потребителей этих потенциально опасных веществ. Для решения этого вопроса Международная конференция по регулированию химических веществ (МКРХВ-2), состоявшаяся в мае 2009 года, предложила ЮНЕП возглавить международные усилия по улучшению информационных потоков и повышению доступа к информации в течение всего жизненного цикла продукции.

Оказав содействие в устранении свинца из топлива практически во всех странах мира (см. раздел "Зеленый транспорт"), ЮНЕП переключила свое внимание на другие распространенные сферы применения этого токсичного металла. Вместе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ЮНЕП создала глобальное партнерство по поэтапному отказу от применения свинца в красках. Партнерство уделит особое внимание повышению осведомленности о рисках и альтернативах, подготовке руководящих указаний по выявлению потенциального воздействия свинца и программам его предотвращения, содействию промышленности в отказе от применения свинца и развитию национальных рамочных механизмов регулирования.

Целью другой инициативы ЮНЕП-ВОЗ, начатой в 2009 году при финансовой поддержке ФГОС, является расширение масштабов применения устойчивых альтернативных средств, не содержащих ДДТ, для борьбы с малярией, сокращение годового объема использования ДДТ на 80 процентов (4000 из 5000 тонн) к 2015 году и последующий полный отказ от его применения к 2024 году.

Быстрое увеличение объемов и количества типов твердых и опасных отходов вследствие экономического роста, урбанизации и индустриализации в разных регионах мира зачастую приводит к загрязнению окружающей среды, появлению опасностей для здоровья, парниковых газов и токсичных выбросов и утратам ценных материалов и ресурсов. В рамках проектов, проводимых под руководством Международного центра экотехнологий в Китае, Индии, Лесото и Шри-Ланке, ЮНЕП продемонстрировала возможность повторного использования и/ или рециркуляции 50-70 процентов отходов, что позволяет избежать их попадания на свалки. Проводится широкомасштабное информирование через Интернет об имеющихся технологиях и подходах регулирования конкретных типов отходов, таких как сельскохозяйственная биомасса, пластик и электронные отходы. Таким образом, ЮНЕП показывает, что отходы могут стать ценным ресурсом.

Электрическая лампа – известный образ, символизирующий хорошую идею. Он быстро становится традиционным символом "зеленой" технологии и борьбы против изменения климата.

Благодаря новому партнерству между ЮНЕП, ФГОС и частным сектором, развивающиеся страны вскоре смогут оперативно перейти к рынку энергоэффективного освещения. Проект "Преобразование глобального рынка для создания эффективных систем освещения" нацелен на поэтапный отказ от ламп накаливания и замену их современными энергосберегающими лампами, известными как компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), - а также ожидаемое сокращение мирового спроса на электроэнергию на 18 процентов. Эта цель будет достигнута за счет согласования стандартов качества, эффективности и воздействия на окружающую среду новых ламп путем создания платформы для диалога заинтересованных субъектов и учреждения центров передового опыта в рамках Отдела ЮНЕП по технологии, промышленности и экономике. Проект, начало которого запланировано на 2010 год, финансируется из ФГОС (5 млн. долларов США), а компании "Филипс" и "ОСРАМ" внесут по 6 млн. долларов США в натуральной форме.

Новости "Зеленой экономики"  

 

 

 
На пути к “зеленой” мировой экономике | Печать |
ЮНЕП - Зеленая экономика
annualrep2009

НА ПУТИ К "ЗЕЛЕНОЙ" МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
(из Ежегодного доклада ЮНЕП за 2009 г.)

Инициатива по "зеленой" экономике (ИЗЭ), выдвинутая в октябре 2008 года при ведущей роли ЮНЕП, должна обеспечить продвижение национальных и мировых экономик по новому пути, что позволит получить более значительную отдачу от инвестиций природного, человеческого и экономического капитала и в то же время сократить выбросы парниковых газов, эксплуатировать и использовать меньшее количество природных ресурсов, снижая объем отходов и сглаживая социальные различия.

В 2009 году Инициатива была расширена и включила в себя оказание консультационных услуг странам, заинтересованным в продвижении по пути к "зеленой" экономике. Работа инициативы заключалась в изложении итогов исследований (например, в рамках Доклада о "зеленой" экономике) и привлечении партнеров к эффективному развитию и осуществлению стратегий "зеленой" экономики.

На глобальном уровне ЮНЕП опубликовала доклад Нового глобального зеленого курса и последующий политический брифинг и призвала правительства использовать их пакеты финансового стимулирования и заложить основы перехода к "зеленой" экономике путем инвестирования в "зеленые" сектора.

К этой рекомендации прислушались мировые лидеры, которые в ходе Конференции Организации Объединенных Наций по мировому финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития подтвердили свою решимосспособствовать "всеобщему, экологически чистому и устойчивому восстановлению" и поддерживать развивающиеся страны в их усилиях по устойчивому развитию. Действуя в том же русле, лидеры "Группы двадцати" в ходе их встречи на высшем уровне 2009 года в Лондоне обязались "содействовать ускорению перехода к зеленой экономике".

На региональном уровне ряд стран Восточной Азии приняли Сеульскую инициативу по "низкоуглеродному, экологически чистому росту в Восточной Азии" в ходе состоявшегося в мае Климатического саммита стран Восточной Азии. В то же время более десятка национальных правительств в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе и Азии обратились к ООН с просьбой об оказании поддержки в деле развертывания "зеленых" инициатив в их странах. Например, по просьбе правительств ЮНЕП организовала национальные семинары-практикумы по праву окружающей среды и экологическому руководству с целью содействовать развитию "зеленой" экономики в Камбодже, Лаосской Народно-Демократической Республике и Вьетнаме. ЮНЕП также начала экспериментальный проект в рамках Инициативы по "зеленой" экономике в Азербайджане, Армении и Сербии.

Совместная Инициатива ЮНЕП и Программы развития ООН (ПРООН) в области нищеты и окружающей среды стала в 2009 году дополнением к Инициативе по "зеленой" экономике. В рамках Инициативы ЮНЕП- ПРООН особое внимание уделяется работе на уровне стран и обеспечению экологически устойчивого экономического роста в интересах малоимущих.

Если в 2007 году поддержку получили только восемь стран, то в 2009 году ею воспользовались уже восемнадцать стран в Африке, Азиатско- Тихоокеанском регионе и регионе Восточной Европы – Центральной Азии. Еще семь стран в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанском регионе выразили заинтересованность в получении помощи в рамках Инициативы в течение ближайших лет. Существующие страновые программы получили еще больший кредит доверия от доноров, что позволило приступить к разработке совместных программ, например, совместной с правительством Дании программы в Бутане.

В системе ООН 20 учреждений выпустили совместное заявление с призывом к всемирному переходу к низкоуглеродной "зеленой" экономике с рациональным использованием ресурсов. Более 12 учреждений ООН, а также аналитические центры и академические учреждения участвуют в подготовке глобального Доклада по "зеленой" экономике, который будет выпущен в 2010 году; в нем будут изложены руководящие принципы экологически обоснованного инвестирования в конкретные сектора с низкими выбросами углерода, а также описаны необходимые для этой деятельности условия. Также ЮНЕП инициировала создание широкой Коалиции "зеленой" экономики с целью мобилизовать гражданское общество и бизнес на поддержку Инициативы.

Для поддержки перехода деловых кругов к "зеленой" экономике ЮНЕП привлекает частный сектор к участию в таких форумах, как ежегодный Глобальный саммит "Бизнес для окружающей среды". По итогам саммита 2009 года было принято заявление под названием "Экологический императив", в котором участники призвали существенно увеличить инвестиции в экологически чистые технологии и устойчивые инфраструктурные системы с целью преодолеть глобальный кризис и заложить основу для создания глобальной "зеленой" экономики.


Новости "Зеленой экономики"   

Мосты № 4, 2012

 

 







 

 

 

 

 

 

 
Доклад Подготовительного комитета Конференции ООН по устойчивому развитию | Печать |
ЮНЕП - Зеленая экономика
A/CONF.216/PC/5
Доклад Подготовительного комитета Конференции ООН по устойчивому развитию
Первая сессия (17–19 мая 2010 года)

Определения и толкования

53. Широкого консенсуса в вопросе о том, что означает выражение «зеленая экономика», пока нет. В Декларации, принятой в Нуса-Дуа, Совет управляющих ЮНЕП признал, что термин «зеленая экономика» нуждается в дальнейшем уточнении. Имеется, однако, единое понимание того, что «зеленая экономка» должна рассматриваться в контексте устойчивого развития и отвечать Рио-де-Жанейрским принципам. Нет необходимости переосмысливать понятие «устойчивое развитие», и «зеленая экономика» не подменяет его. Согласно одному из определений, «зеленую экономику» можно понимать как средство достижения целей устойчивого развития, которые в общем и целом не были еще нигде реализованы. Согласно другому определению, «зеленая экономика» рассматривается как путь, ведущий к устойчивому развитию, или как различные такие пути, поскольку многие делегации подчеркнули, что нет единого для всех рецепта, но есть множество возможных путей, ведущих к «зеленой экономике» или «зеленому росту», в зависимости от национальных условий.

54. Несколько делегаций отметили, что «зеленая экономика», содействуя более эффективному использованию энергии и природных ресурсов и применению новых технологий получения экологически чистой энергии и более экологически чистого производства, может создать новые возможности для экономического роста. Необходимо будет создать подходящие основы национальной политики для ускорения перехода к «зеленой экономике», содействия внедрению экологически устойчивых структур производства и потребления и приведения уровня экономической деятельности в соответствие с предельно допустимым потенциалом экосистем.

55. Для того чтобы концепция «зеленой экономики» имела актуальное значение и могла быть приспособлена к потребностям стран, находящихся на разных уровнях развития и имеющих разный национальный потенциал и приоритеты, она должна быть достаточно широкой и гибкой. Как заявила одна из делегаций, смысл «зеленой экономики» состоит в выборе более дальновидных решений независимо от экономической системы страны. Система «зеленой экономики» не должна быть смирительной рубашкой, она должна служить ориентиром и подспорьем в осуществлении национальных инициатив и политики. На национальном и низовом уровнях уже проводится в жизнь множество стратегий и мер, и эти усилия можно считать направленными на формирование «зеленой экономики». Местные органы власти сослались в качестве примера на широкий круг новаторских стратегий и мер в области «зеленой экономики», например эко-бюджетирование, которые внедряются на муниципальном уровне. Переход на систему «зеленой экономики» может помочь правительствам применять более целостный подход к проведению в жизнь экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития. Если система «зеленой экономики» будет выполнять эту функцию, то она может оказаться полезной для правительств.

56. Ряд делегаций высказал оговорки в отношении одного конкретного толкования концепции «зеленой экономики», согласно которому она приравнивается к «маркетизации» природы и природных ресурсов. Была выражена мысль о том, что нерегулируемые рынки являются одним из прямых факторов деградации экологии, и поэтому их способность содействовать решению проблемы вызывает сомнение.

57. Была предложена альтернативная точка зрения, согласно которой оценка экосистем и их ресурсов в денежном выражении рассматривается не как путь, ведущий к их дальнейшей эксплуатации, а скорее как метод осознания людьми всей полноты издержек, связанных с уничтожением природы, и всей полноты выгод, связанных с охраной базы природных ресурсов для нынешних и будущих поколений.

58. Если одни делегации использовали выражение «зеленый рост», то другие говорили о «зеленой экономике», и в целом между этими двумя терминами не было сделано никакого четкого различия.

«Зеленая экономика», искоренение нищеты и социальное развитие

59. Были высказаны опасения насчет социального содержания концепции «зеленой экономики», которая, по мнению некоторых делегаций, призвана обеспечить смычку между экономикой и экологией, прямо не учитывая при этом социальный компонент устойчивого развития.

60. Несколько делегаций говорили о том, как переход к «зеленой экономике» может создать возможности для достойного труда, и подчеркивали важность образования и развития навыков рабочей силы как необходимого условия реализации этого потенциала. Была выражена мысль о том, что «зеленый рост» является в целом более трудоемким, чем «коричневый рост» и поэтому должен вести к чистому увеличению числа рабочих мест. Другие ссылались на работу, проделанную Международной организацией труда и ЮНЕП в области «зеленных рабочих мест», которая свидетельствует о том, что проведение в жизнь стратегий и мер в области «зеленой экономики» создает возможности для занятости. Один из выступавших перечислил в качестве примера целый ряд рабочих мест, созданных в различных «зеленых» секторах экономики в разных странах. Однако сохраняются опасения по поводу возможной потери рабочих мест в некоторых секторах экономики в процессе перехода к «зеленой экономике», и было особо указано на необходимость покрытия издержек, связанных со структурной перестройкой, применительно к трудящимся и другим лицам, в том числе путем вложения средств в организацию переподготовки и обеспечение социальной защиты.

61. Ряд делегаций подчеркнули, что, коль скоро «зеленой экономикой» предполагается обеспечение устойчивого развития и использование базы природных ресурсов, она является необходимым условием достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в частности цели ликвидации нищеты, поскольку средства к существованию малоимущих слоев населения во многом зависят от этой базы природных ресурсов. Некоторые делегации подчеркнули, что в их национальном контексте «зеленая экономика» должна удовлетворять потребность в создании средств к существованию, в том числе для малоимущего населения сельских районов. Некоторые делегации особо выделили роль малых и средних предприятий, в частности в создании рабочих мер и внедрении новшеств.

62. Малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны указали, что они возлагают особые надежды на то, что «зеленая экономика» поможет им решить волнующие их вопросы, связанные с искоренением нищеты, снижением уровня уязвимости и повышением уровня устойчивости к внешним воздействиям. Некоторые делегации подчеркнули, что «зеленая экономика» — это единственный путь вперед в решении таких проблем, как изменение климата и его последствия.

Международный контекст, способствующий переходу к «зеленой экономике»

63. Необходимым фактором, содействующим переходу к «зеленой экономике», является наличие вспомогательной международной политики и вспомогательных институциональных условий. Было подчеркнуто, что международная торговля является необходимым фактором обеспечения устойчивого развития. Международная поддержка в деле перехода к «зеленой экономике» не должна связываться условиями, параметрами или стандартами, которые могли бы создать необоснованные или односторонние ограничения в области торговли, финансирования, ОПР или других видов оказания международной помощи. Многосторонняя торговая система должна служить средством поощрения более свободной торговли экологически безопасными технологиями и продуктами, расширения доступа развивающихся стран на рынки и стимулирования передачи технологии из развитых стран в развивающиеся. Было указано, что для поддержки перехода к «зеленой экономике» можно использовать принципиально новые механизмы финансирования, в том числе создать глобальный целевой фонд для «зеленой экономики».

64. Международные инициативы в области «зеленой экономики» не должны ограничивать суверенных прав стран в отношении их природных ресурсов, как они изложены в принципе 2 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, и следует избегать «зеленого протекционизма».

65. Все делегации подчеркнули, что необходимо вновь подтвердить важность устойчивого развития и Рио-де-Жанейрские принципы, а также другие итоговые решения по вопросам устойчивого развития, принятые после Рио-де-Жанейрской конференции.

66. Делегации и основные группы выступили с целым рядом предложений о том, какие договоренности могут быть достигнуты на Конференции в отношении «зеленой экономики».

67. На Конференции следует избегать теоретизирования на тему «зеленой экономики». Прозвучало несколько призывов к конкретным действиям, стратегиям и мерами в поддержку реализации Рио-де-Жанейрской и Йоханнесбургской программ и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Некоторые делегации указали, что критерием для оценки предлагаемых стратегий в области «зеленой экономики» должен быть их вклад в достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

68. Некоторые делегации высказали мысль о том, что на Конференции необходимо достичь следующих целей: одобрить свод принципов, которыми следует руководствоваться в процессе перехода к «зеленой экономике», составить план осуществления такого перехода и подготовить тщательно проработанное пособие, которое страны, находящиеся на разных уровнях развития и имеющие разные национальные условия, могли бы использовать в качестве руководства для продвижения по пути «зеленой экономики» и «зеленого роста». Многие делегации подчеркнули важность обмена практическим опытом и вынесенными уроками в вопросах строительства «зеленой экономики».

69. Другие делегации отметили, что на Конференции нельзя ограничиваться простым согласованием принципов и следует сосредоточить внимание на вопросах их практического осуществления и что поэтому необходимо рассмотреть средства их практического осуществления, в том числе торговлю, передачу технологии, укрепление потенциала и финансовые ресурсы.

70. Некоторые делегации обратились с призывом к тому, чтобы на Конференции был достигнут консенсус по вопросу о «новом глобальном зеленом курсе» с четким указанием объема капиталовложений, как государственных, так и частных, которые необходимы развивающимся странам для осуществления перехода к «зеленой экономике», и видов политики, необходимой для поддержки и стимулирования таких капиталовложений, которые будут выбираться развивающимися странами по их усмотрению. В связи с этим было предложено одобрить «комплекс зеленых мер стимулирования» для развивающихся стран.

71. Несколько стран указали на связь между «зеленой экономикой» и экологически устойчивыми структурами производства и потребления. Некоторые делегации указали, что на Конференции можно подумать о принятии 10-летнего комплекса программ по обеспечению экологически устойчивых структур производства и потребления, согласование которого ожидается на девятнадцатой сессии Комиссии по устойчивому развитию.

72. Несколько делегаций просили Департамент по экономическим и социальным вопросам, ЮНЕП и другие соответствующие организации в сотрудничестве друг с другом подготовить исследование для представления на второй сессии, в котором рассматривались бы как выгоды, так и проблемы и риски, связанные с переходом к «зеленой экономике». Была высказана мысль о том, что такое исследование могло бы быть проведено при содействии со стороны группы ученых из развитых и развивающихся стран. В исследовании необходимо рассмотреть, в частности, следующие вопросы:

a) последствия продвижения по пути перехода к «зеленой экономике» для макроэкономической политики;

b) потенциальная потеря конкурентоспособности отдельными отраслями, которые являются источником сравнительных преимуществ для некоторых стран;

c) опасность «зеленого протекционизма» в связи с узакониванием определенных видов «зеленых» субсидий, что может вызвать перекосы в торговле;

d) потенциальный вклад «зеленой экономики» в ликвидацию нищеты посредством создания экологически устойчивых источников средств к существованию.

Некоторые делегации высказали мысль о том, что эта работа могла бы включать сбор информации об имеющемся опыте и передовой практике в том, что касается политики и мер в области «зеленой экономики», применяемых в разных странах. Было подчеркнуто также, что в ходе этой и другой работы секретариату следует опираться на значительный объем работы, уже проделанной в рамках системы Организации Объединенных Наций, и следует избегать ее дублирования.

73. Некоторые делегации просили секретариат подготовить документацию для второй сессии Подготовительного комитета, в которой проливался бы дополнительный свет на имеющийся спектр вариантов политики и их сочетаний, которые могли бы использоваться странами, встающими на путь перехода к «зеленой экономике», по следующих семи областям, перечисленным в докладе Генерального секретаря:

a) интернализация внешних факторов в ценовом выражении для получения реальной картины экологических и социальных издержек;

b) проведение экологически ответственной государственной закупочной политики;

c) реформирование систем «экологического» налогообложения;

d) осуществление государственных капиталовложений в устойчивую инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии и переоснащение имеющихся объектов инфраструктуры и зданий в целях повышения энергоэффективности) и природный капитал в целях восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;

e) государственная поддержка «зеленого рационализаторства» и исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

f) осуществление стратегического инвестирования и политики развития с целью заложить фундамент для охватывающего все слои общества и устойчивого с экологической точки зрения экономического роста;

g) реализация социальных стратегий, призванных обеспечить увязку между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми стратегиями в области «зеленой экономики».

74. Делегации призвали систему Организации Объединенных Наций укрепить штат секретариата Конференции сотрудниками, прикомандированными из организаций системы Организации Объединенных Наций (ЮНЕП и других), а также обратились к секретариату с настоятельным призывом работать во взаимодействии с международными финансовыми и торговыми учреждениями над подготовкой к Конференции.

75. Одна из делегаций объявила о создании Всемирного института по вопросам «зеленого роста», который будет заниматься разработкой моделей «зеленного роста» для конкретных стран, и указала, что Институт возлагает большие надежды на сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций в области аналитической работы, связанной с оценкой стратегий в области «зеленного роста»/«зеленой экономики», в частности в развивающихся странах.

Новости "Зеленой экономики"  

 

 


envproblems
energy
erergy-fresh
ge

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH