News Feeds:

Программа ООН по окружающей среде
(ЮНЕП)

Программа ООН по окружающей среде создана в 1972 году после Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде. Это основной орган Организации Объединенных наций в области окружающей среды, который призван обеспечить руководство и содействовать сотрудничеству в интересах окружающей среды путем стимулирования деятельности, информирования и оказания помощи странам и народам с целью улучшения качества их жизни, не нанося ущерба будущим поколениям.

ЮНЕП определяет политику и координирует деятельность всех организаций системы ООН и за ее пределами по вопросам окружающей человека среды и отвечает за энвайроментальный компонент устойчивого развития.

ЮНЕП работает в тесном сотрудничестве с международными научными и профессиональными кругами, неправительственными организациями, гражданским обществом и, в первую очередь, с правительствами, с целью доведения важных проблемы окружающей среды до всех заинтересованных потребителей.

Мандат ЮНЕП определяется Резолюцией 2297 (XXVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 15.12.1972 г., решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., Найробийской декларацией о роли и мандате ЮНЕП 1997 г., а также 19 специальной сессии ГА ООН 1997 г. и Мальмёнской декларацией.

Штаб-квартира ЮНЕП расположена в Найроби (Кения).

UNEP
P.O. Box 30552, Nairobi, Kenya
Tel: (254-2) 621-234
Fax: (254-2) 226-886
Website: www.unep.org

ЮНЕП имеет свои представительства для регионов: Африки (Найроби), Азии и Тихого океана (Бангкок), Западной Азии (Манама, Бахрейн), Латинской Америки и Карибского бассейна (Мехико), Северной Америки (Нью-Йорк) и Европы.

Региональное бюро ЮНЕП для Европы находится в Женеве.

UNEP Regional Office for Europe
15 Chemin des Anemones
1219 Chatelaine-Geneva, Switzerland
Tel: (41-22) 917-8111
Fax: (41-22) 917-8024
Website: www.unep.ch

Московское отделение Регионального бюро ЮНЕП для Европы

119034, Москва
Леонтьевский переулок, 9
тел: (495) 787-2156
Факс: (495) 787-7763
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ЮНЕП возглавляется Директором-исполнителем ЮНЕП в ранге Заместителя Генерального секретаря ООН. В настоящее время Директором-исполнителем ЮНЕП является Ахим Штайнер (Германия), который одновременно возглавляет Отделение ООН в Найроби.

Основные органы ЮНЕП:

  • Совет управляющих ЮНЕП, в котором представлены 58 стран от 5 регионов, выбираемых Генеральной Ассамблеей на четырехлетний период.
  • Комитет постоянных представителей

Деятельность ЮНЕП охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием. В настоящее время рабочие программы ЮНЕП сосредоточены на следующих основных направлениях:

  • Информация, оценка и изучение состояния окружающей среды, включая потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации, а также усиление функций раннего оповещения и оценки.
  • Улучшение координации деятельности конвенций по вопросам окружающей среды и разработка документов по экологической политике.
  • Пресноводные ресурсы.
  • Передача технологий и промышленность.
  • Оказание поддержки Африки.

Функциональные программы ЮНЕП:

  • Оценка состояния глобальной окружающей среды, прогнозирование возникающих проблем и раннее оповещение о них.
  • Разработка политики в области окружающей среды и вопросы права окружающей среды.
  • Проведение политики в области окружающей среды.
  • Технология, промышленность и экономика.
  • Региональное сотрудничество и представительство.
  • Конвенции по вопросам окружающей среды.
  • Вопросы связи и информирования общественности.

Источники финансирования ЮНЕП

  • Регулярный бюджет ООН (Средства, выделенные Организацией Объединенных Наций из её формируемого за счет долевых взносов бюджета для финансирования секретариата).
  • Фонд окружающей среды (Ресурсы Фонда окружающей среды - ресурсы ЮНЕП, которые являются общими и несвязанными. К ним относятся добровольные взносы, объявленные или выплаченные правительствами или межправительственными организациями, пожертвованные из неправительственных источников, и соответствующие доходы в виде процентов, а также прочие поступления).
  • Целевые фонды (Счета, учреждаемые на основе конкретных мандатов в рамках конкретных соглашений для регистрации поступления и расходования добровольных взносов)
  • Параллельные взносы (Спонсорские взносы на конкретные мероприятия и услуги по проектам).

Место ЮНЕП в системе ООН
Сферы компетенции ЮНЕП

Документы и решения, лежащие в основе деятельности ЮНЕП
Мандат ЮНЕП по выполнению Повестки дня на XXI век
Найробийская декларация.
Решения 19 специальной сессии ГА ООН.
Мальмёнская декларация

**********************





| Печать |

unep5050 лет ЮНЕП

Видео 

Конференция ООН, посвященная проблемам окружающей человека среды, проходившая в 1972 году в Стокгольме (Швеция), была первым мероприятием ООН, где было использовано выражение «окружающая среда» в названии. Создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) было одним из главных результатов этой конференции, в которой многое было впервые. ЮНЕП – экологическая совесть ООН и всего мира. Проводимые до 2022 года мероприятия будут посвящены достигнутым результатам, а также планам на ближайшие десятилетия.

Сила и мандат ЮНЕП заключаются в том, что это единственное учреждение в мире, которое может подготовить обзор головоломки из 3000 деталей на 30000 футов.

Ингер Андерсен, заместитель генерального секретаря ООН и исполнительный директор ЮНЕП
«50-летие ЮНЕП – это время вспомнить прошлое и заглянуть в будущее».

Экологические рубежи ЮНЕП за 50 лет

В 2022 году Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) отмечает свое 50-летие. Созданная в 1972 году после знаменательной Конференции ООН по окружающей человека среде, ЮНЕП была задумана как организация, в задачи которой входили мониторинг состояния окружающей среды, информирование политиков с помощью научных достижений и координация борьбы с мировыми экологическими проблемами.

Со дня своего создания ЮНЕП вела тесную работу со своими 193 государствами-членами и другими заинтересованными сторонами, мобилизуя обязательства и скоординированные действия мира для решения самых насущных экологических проблем. Кроме того, она стала важной стыковочной станцией для 15 многосторонних природоохранных соглашений.

Давайте узнаем историю ЮНЕП и о том, как она помогала формировать основные вехи в истории защиты окружающей среды за пять десятилетий.

Экологические моменты: хронология ЮНЕП@50

В честь 75-летия Организации Объединенных Наций Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) собрала серию снимков разных лет. В 2022 году ЮНЕП отметит свое 50-летие, будучи авторитетным защитником природы мира начиная с 1972 года. Цель ЮНЕП – вдохновлять, информировать и предоставлять странам и народам возможность улучшать качество своей жизни без ущерба для жизни будущих поколений.

2019

Генеральная Ассамблея ООН объявляет 2021-2030 годы Десятилетием ООН по восстановлению экосистем с целью расширения масштабов восстановления деградированных и разрушенных экосистем в качестве проверенной меры борьбы с проблемой изменения климата и повышения продовольственной безопасности, водоснабжения и биоразнообразия.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш посещает южную часть Тихого океана, чтобы осветить проблему изменения климата в преддверии Саммита по борьбе с изменением климата в Нью-Йорке. Помимо Тувалу, он посетил Новую Зеландию, Фиджи и Вануату. В каждой стране генеральный секретарь встретился с главами правительств, представителями гражданского общества и молодежными группами, чтобы услышать мнение тех, кто уже пострадал от изменения климата и успешно участвует в конструктивных действиях по борьбе с изменением климата.

Саммит ООН по борьбе с изменением климата прошел в 2019 году. Саммит был созван генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем с целью определения новых путей и практических мер для перехода на более высокий уровень всемирного движения против изменения климата, а также для повышения обязательств и ускорения борьбы с изменением климата в соответствии с целями Парижского соглашения.

2017

Вступает в силу Минаматская конвенция о ртути, цель которой защитить здоровье человека и окружающей среды от антропогенных выбросов и выбросов ртутных соединений. Конвенция содержит положения, касающиеся жизненного цикла ртути, включая меры контроля и сокращения использования в ряде продуктов, процессов и отраслей, в которых используется, высвобождается или выбрасывается ртуть.

Узнать больше в хронологии Минаматской конвенции.

ЮНЕП начинает кампанию «Чистые моря» с целью привлечь правительства, широкую общественность и бизнес к борьбе с морским мусором.

ЮНЕП проводит конкурс «Молодые чемпионы Земли», чтобы отметить и поддержать молодых людей от 18 до 30 лет с выдающимися данными для защиты окружающей среды.

2016

В ответ на охватившую мир проблему незаконной торговли дикими видами растений и животных ЮНЕП запускает кампанию «Ради жизни на Земле» (Wild for Life) в защиту исчезающих видов диких видов. Кампания повышает осведомленность и способствует изменению поведения, чтобы остановить браконьерство и незаконную торговлю, а также снизить спрос на объекты дикой природы и продукцию.

Совместно с партнерами ЮНЕП начинают кампанию BreatheLife с целью повышения осведомленности о последствиях загрязнения воздуха и способах их устранения. Деятельность кампании охватывает города и страны мира для улучшения качества воздуха и обеспечения процветания планеты, повышая глобальную осведомленность о важности качества воздуха для здоровья, климата, экосистем и экономического развития.

2015

Результатом работы Конференции ООН по устойчивому развитию стало принятие 17 целей в области устойчивого развития в рамках новой всемирной повестки дня устойчивого развития, при этом некоторые из них посвящены окружающей среде, включая вопросы жизни под водой и на суше, действия по борьбе с изменением климата, чистую воду и санитарию, доступную и чистую энергию.

Итогом Конференции ООН по вопросам изменения климата стало знаменательное соглашение по климату. На встрече в Париже 195 стран подписывают первое в мире универсальное и юридически обязательное соглашение о мировом климате.

2014

Саммит по климату проходит в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 2014 году. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал лидеров правительств, бизнеса и гражданского общества объединиться для принятия конкретных мер для создания мира с низким уровнем выбросов углерода.

Появились признаки восстановления озонового слоя. На первой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде представлены свидетельства восстановления озонового слоя, что является заслугой принятия Монреальского протокола, а также показывает силу объединенных усилий.

2012

Генеральная Ассамблея ООН устанавливает универсальный состав совета управляющих ЮНЕП, открывая новую эру более сильного международного экологического руководства во время Конференции ООН по устойчивому развитию, известной также как РИО+20.

Государства-члены ЮНЕП запускают Межправительственную платформу по биоразнообразию и экосистемным услугам, чтобы предоставить директивным органам надежную, независимую и достоверную информацию о состоянии биоразнообразия в ответ на озабоченность по поводу отсутствия актуальной для политиков информации для борьбы с угрозами.

2010

Министры по вопросам окружающей среды и главы делегаций на одиннадцатой специальной сессии Глобального форума по окружающей среде на уровне министров ЮНЕП принимают Декларацию Нуса Дуа (Nusa Dua Declaration) (Бали, Индонезия). В декларации подчеркивается жизненно важное значение биоразнообразия, настоятельная необходимость борьбы с изменением климата и преимущества продвижения к «зеленой экономике».

ЮНЕП опубликовала первый Доклад о разрыве в уровне выбросов, основанный на научных данных оценки разницы между обещаниями стран, касающимся выбросов парниковых газов, и необходимыми для сдерживания повышения глобальной температуры ниже 2˚C к концу этого столетия сокращениями.

2009

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил полярный круг, чтобы воочию убедиться в воздействии изменения климата на айсберги и ледники. Визит был частью кампании главы ООН, призывающей государства-члены заключить справедливый, сбалансированный и эффективный договор на Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 года.

Копенгагенская конференция по изменению климата подняла политику в области изменения климата на высший политический уровень. Около 115 мировых лидеров посетили заседание высокого уровня, что сделало его одним из крупнейших собраний мировых лидеров за всю историю за пределами штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Страны, участвующие в конференции, согласились «принять к сведению» документ, озаглавленный Копенгагенское соглашение. Это включало долгосрочную цель - ограничить максимальное повышение средней глобальной температуры не более чем на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями.

2008

Государства-члены представляют программу UN-REDD. С тех пор она инициировала 14 национальных проектов по борьбе с обезлесением, деградацией лесов и изменением климата.

ЮНЕП становится климатически нейтральной организацией, объявив о своей цели ежегодно сокращать выбросы на 3 процента и покупать углеродные кредиты для компенсации оставшихся выбросов.

2007

Межправительственная группа экспертов по изменению климата награждена Нобелевской премией мира за усилия по сбору и распространению знаний об изменении климата в результате деятельности человека и созданию основ для необходимых для противодействия таким изменениям мер.

2005

ЮНЕП учредила премию «Чемпионы Земли» - ведущую мировую экологическую награду Организации Объединенных Наций. Цель премии - отмечать выдающихся государственных деятелей, бизнесменов и лидеров гражданского общества, чья деятельность оказала преобразующее и положительное воздействие на окружающую среду.

2002

Внимание Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге посвящено улучшению уровня жизни людей и сохранению природных ресурсов мира, население которого растет.

2001

Государства-члены ООН принимают Стокгольмскую конвенцию. Конвенция, в которую входят 176 участников, направлена на защиту здоровья человека и окружающей среды от химикатов, в течение длительного времени сохраняющиеся в окружающей среде.

2000

103 страны подписали Картахенский протокол по биобезопасности, дополнение к Конвенции о биологическом разнообразии. Международное соглашение направлено на обеспечение безопасного обращения, транспортировки и использования организмов, модифицированных с помощью современной биотехнологии. Протокол направлен на защиту от неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие и рисков для здоровья человека.

В Декларации тысячелетия изложены цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, включая экологическую устойчивость. Цель 7 в области развития, сформулированная в Декларации тысячелетия, устанавливает конкретные экологические цели, включая утрату биоразнообразия, лесной покров и доступ к безопасной питьевой воде.

1999

Страны-участницы ООН принимают Глобальный договор ООН. Цель инициативы, которую подписали более 8500 участников из 135 стран, - побудить бизнес во всем мире принимать устойчивые и социально ответственные политики и отчитываться об их реализации.

1998

Организация Объединенных Наций принимает Роттердамскую конвенцию для поощрения совместной ответственности в отношении импорта опасных химикатов и пестицидов.

1997

Генеральная Ассамблея ООН созывает специальную сессию, посвященную окружающей среде. Цель известной как Саммит Земли +5 сессии - ускорить реализацию Повестки дня на XXI век и инициировать новое всемирное партнерство в целях устойчивого развития.

ЮНЕП представляет первую публикацию «Глобальной экологической перспективы». В серии публикаций основное внимание уделяется региональным перспективам и реалиям, а также докладам об экологическом состоянии мира.

1996

Вступает в силу Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. Конвенция, в которой участвуют 195 сторон, является единственным юридически обязательным международным соглашением, которое связывает окружающую среду и развитие с устойчивым управлением земельными ресурсами.

1992

Одержав победу в исследованиях экосистемы, 17 марта стороны принимают Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, также известной как Водная конвенция.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, известная также как встреча на высшем уровне «Планета Земля», проходит 3-14 июня в Рио-де-Жанейро. Здесь принимается несколько крупных природоохранных соглашений, включая Повестку дня на XXI век, и готовы для подписания два многосторонних договора: Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии.

1991

Страны-участницы ООН создают Глобальный экологический фонд (ГЭФ). С момента своего основания ГЭФ предоставил 14,5 млрд долларов США в виде грантов и мобилизовал 75,4 млрд долларов США в качестве дополнительного финансирования почти для 4000 экологических проектов по всему миру.

В Эспоо (Финляндия) принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в качестве важной основы для решения международных экологических проблем.

1989

183 страны принимают Базельскую конвенцию для регулирования перевозки и удаления опасных отходов.

1988

ЮНЕП и Всемирная метеорологическая организация создают Межправительственную группу экспертов по изменению климата с целью предоставления правительствам на всех уровнях научной информации, которую они могут использовать для разработки политики в области борьбы с изменением климата.

1987

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию представляет Генеральной Ассамблее доклад Брундтланд, открывая новый подход к защите окружающей среды, ориентированный на концепции устойчивого развития.

Правительства Ботсваны, Мозамбика, Танзании, Замбии и Зимбабве принимают план действий в бассейне реке Замбези. План, охватывающий восемь стран южной части Африки, устанавливает новый стандарт управления трансграничными водными ресурсами.

Все 197 государств-членов ООН подписывают Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Историческое многостороннее природоохранное соглашение регулирует производство и потребление почти 100 антропогенных химических веществ, называемых озоноразрушающими веществами. Протокол на сегодняшний день является единственным договором ООН, ратифицированным каждой страной на Земле.

1982

Совет управляющих ЮНЕП принимает первую Программу Монтевидео, определяющую приоритеты всемирного природоохранного законодательства. Она ведет к заключению крупных соглашений, включая Базельскую, Стокгольмскую и Роттердамскую конвенции и Монреальский протокол, а также поддерживает 120 правительств при разработке экологического законодательства.

1981

Генеральная Ассамблея ООН объявляет 80-е годы ХХ века Международным десятилетием питьевого водоснабжения и санитарии. Вода, когда-то считавшаяся богатым ресурсом, вызывает опасения из-за ее недостатка в нескольких географических регионах. Лишь 2,8 процента воды на Земле - это пресная вода. Мир единодушен в необходимости экономить и беречь воду.

1980

Совместно с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы ЮНЕП издает Всемирную стратегию сохранения природы. Данный знаковый документ определяет концепцию устойчивого развития и формирует глобальную повестку дня в области устойчивого развития.

1979

Семнадцать стран подписывают соглашение о сотрудничестве в области исследований и защиты 120 мигрирующих видов и учредить Боннскую конвенцию по мигрирующим видам.

Конвенция Организации Объединенных Наций о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния представляет собой первый в мире юридически обязательный документ, касающийся качества воздуха в регионе.

1975

Шестнадцать средиземноморских стран подписывают соглашение о комплексном управленим прибрежной территорий и принимают Средиземноморский план действий.

1974

5 июня мир отмечает первый Всемирный день окружающей среды под лозунгом «Только одна Земля».

ЮНЕП запускает Программу региональных морей для решения проблемы ускоряющейся деградации мирового океана и прибрежных территорий на основе подхода «общие моря».

1973

2 октября первый президент Кении Джомо Кеньятта торжественно открывает штаб-квартиру ЮНЕП в Международном конференц-центре Кеньятта в Найроби.

Первое заседание Совета управляющих ЮНЕП во Дворце Наций в Женеве 12-22 июня.

Государства-члены ООН принимают Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Стороны соглашаются контролировать, регулировать или запрещать торговлю подверженными риску видами.

1972

Стокгольмская конвенция 1972 г.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) была учреждена после первой Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, состоявшейся в Стокгольме (Швеция) 5-16 июня 1972 года.

1969

В первом докладе генерального секретаря ООН с обзором глобальных экологических проблем окружающей человека среды прозвучало резкое предупреждение: «Если нынешние тенденции сохранятся, жизнь на Земле может оказаться под угрозой».

1968

В одном из первых организационных документов многосторонних природоохранных мероприятий генеральный секретарь ООН представляет доклад «Деятельность организаций и программ Организации Объединенных Наций, имеющая отношение к окружающей человека среде». Доклад закладывает основу для утверждения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве ведущего мирового экологического органа.

 

 
 
СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЮНЕП


    • Управление использованием информации по окружающей среде
    • Раннее оповещение
    • Оценка воздействия на окружающую среду
    • Системы географической информации
    • Стратегическая оценка в состоянии окружающей среды
    • Стратегии смягчения последствий
    • Выявление возникающих проблем
    • Укрепление институционального потенциала
    • Просвещение и профессиональная подготовка по проблемам окружающей среды
    • Правовые, экономические и политические документы
    • Природоохранное законодательство
    • Международные природоохранные конвенции, соглашения и связанные с ними процессы
    • Экологически чистые технологии
    • Более чистые и безопасные модели производства
    • Рациональное обращение с химикатами
    • Смягчение воздействия на атмосферу
    • Вопросы торговли и окружающей среды
    • Достижение консенсуса
    • Устойчивое потребление
    • Возобновляемые источники энергии и технологии ее получения
    • Интегрирование экологических проблем в макроэкономическую политику
    • Устойчивый туризм в уязвимых районах
    • НПО, гражданское общество и основные группы, включая частный сектор
    • Общедоступная информация
    • Биологическое разнообразие
    • Биобезопасность, биотехнологии
    • Устойчивое использование биологических ресурсов
    • Применение генетических ресурсов
    • Коралловые рифы
    • Морские млекопитающие
    • Интегрированная эксплуатация ресурсов пресной воды
    • Интегрированное управление использованием прибрежных районов
    • Интегрированное управление использованием прибрежных районов и речных бассейнов
    • Наземные источники загрязнения
    • Оценка воздействия на климат
    • Адаптация к изменению климата и его колебаниям
    • Охрана озонового слоя
    • Оценка опустынивания
    • Наилучшие виды практики в природоохранной сфере
    • Инструменты рационального использования окружающей среды для промышленного производства и местных органов власти 
 
 
 
| Печать |

Сферы компетенции ЮНЕП * Функциональные программы ЮНЕП * Стратегия ЮНЕП на 2014-217 г.г. * Программа ЮНЕП на 2014-2015 г.г.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЮНЕП

Информация по окружающей среде, оценка ее состояния и раннее оповещение
Early Warning and Assessment  

  • обеспечение наличия научной информации, которая необходима для принимающих решения лиц, и расширение доступа к ней в целях улучшения рационального использования окружающей среды;
  • оценка состояния окружающей среды и угрожающих ей факторов, с тем чтобы обратить на них внимание директивных органов и содействовать разработке стратегий по уменьшению ущерба;
  • определение стратегий и содействие раннему оповещению с целью более эффективной борьбы с грозящими окружающей среде опасностями; и выявление возникающих проблем.

Разработка экологической политики и природоохранное законодательство
Environmental Law and Conventions

  • анализ, рассмотрение и разработка направлений природоохранной политики и формулирование политических установок в ответ на возникающие проблемы и события, касающиеся окружающей среды;
  • разработка новых и укрепление существующих правовых, экономических и других политических инструментов и институционных рамок для придания большей эффективности природоохранной политике;
  • расширение координации и информационного обмена в сфере природоохранной политики в рамках системы Организации Объединенных Наций и за ее пределами;
  • содействие вовлечению частного сектора, неправительственных организаций и основных заинтересованных групп в диалог по вопросам экологической политики и ее разработку; и
  • мобилизация ресурсов.

Проведение природоохранной политики
Environmental Policy Implementation

  • поддержка видов деятельности (например, консультативных услуг, экспериментальных проектов, просвещения и профессиональной подготовки и других мер по наращиванию потенциала), осуществляемых в рамках других программ;
  • координация осуществления Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности;
  • обеспечение регулярной обратной связи в ходе процесса постоянного наблюдения и оценки, что должно в будущем способствовать улучшению разработки/осуществления политики; и
  • мобилизация и координация реакции международного сообщества на чрезвычайные экологические ситуации.

Технология, промышленность и экономика
Technology, Industry and Economics 

  • внесение вклада в совершенствование понимания экологических проблем, связанных с развитием промышленности и городских районов, использованием природных ресурсов (особенно энергетических и пресноводных) и химикатов, торговлей и экономикой, а также моделями потребления, и расширение знаний в этой сфере;  
  • содействие тому, чтобы принимающие решения лица в правительстве, местных органах власти, а также в промышленных кругах разрабатывали и утверждали политические меры, стратегии и виды практики, которые позволяют:
    • эффективно использовать находящиеся в общей собственности ресурсы;
    • правильно обращаться с химикатами;
    • включать расходы на природоохранную деятельность в стоимость продукции; и
    • сократить уровень загрязнения и снизить риск для населения и окружающей среды;
  • оказание содействия в разработке международных соглашений и руководящих принципов, и в частности Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ);
  • помощь в повсеместном информационном обмене, передаче технологий и наращивании потенциала при уделении особого внимания поддержке эффективного и последовательного осуществления многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды, и в частности конвенций, инициатором которых является ЮНЕП, а также Роттердамской конвенции, инициаторами которой являются совместно ЮНЕП и ФАО; и
  • демонстрация, вместе с другими организациями, активно действующими на местном уровне, эффективности предлагаемых политических мер и средств.

Региональное сотрудничество и присутствие в регионах
Regional Cooperation 

  • cодействие тому, чтобы разработка и осуществление программ в большей степени отвечали потребностям стран и регионов;
  • оценка и осмысление экологических тенденций, потребностей и направлений политики в регионах;
  • содействие политическому диалогу и достижению консенсуса между странами регионов;
  • стимулирование региональных вкладов в разработку и осуществление программ и участия в них;
  • разработка и осуществление национальных, субрегиональных и региональных мероприятий по программам;
  • представление проводимой ЮНЕП политики, ее взглядов и осуществляемых в регионах программ, а также обнародование соответствующей информации; и
  • установление партнерских отношений с национальными, субрегиональными и региональными учреждениями.

Сотрудничество с механизмами конвенций
Environmental Law and Conventions

  • содействие разработке взаимодополняющих политических мер и подходов в рамках программ работы связанных между собой глобальных и региональных природоохранных конвенций и соответствующих процессов;
  • поддержка, совместно с программой разработки стратегии, подготовки новых международных конвенций и соглашений, включая протоколы; и
  • координация мер программной поддержки ЮНЕП, оказываемой конвенциям и соответствующим международным соглашениям и процессам, включая программы по региональных морям, а также конвенции и проекты, конкретно направленные на осуществление взаимосвязи между программами.

Связь и информация общего пользования
Communications and Public Information 

  • функции официального представителя по связям со СМИ, органами государственного управления, НПО и учреждениями системы Организации Объединенных Наций;
  • организация официальных мероприятий по связям с общественностью и кампаний по ее информированию;
  • организация разработки публикаций и докладов ЮНЕП в отношении всех программ.



 

 

 

 
| Печать |

ОПЕРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ЮНЕП 

Организационная структура включают шесть отделов и шесть региональных бюро. Существующие отделы предназначены для того, чтобы соответствующими специальными знаниями, относящимися к разным секторам, могли пользоваться все шесть подпрограмм. Региональные бюро также играют огромную роль, поскольку они обеспечивают разработку мероприятий и программ ЮНЕП с учетом региональных, субрегиональных и национальных потребностей, а также эффективное осуществление общей для всей ЮНЕП программы в регионах. 

Отдел раннего предупреждения и оценки (ОРПО)
Division of Early Warning and Assessment (DEWA) 

Научное обеспечение имеет решающее значение для выполнения программы работы и должно быть неотъемлемой частью всех подпрограмм. Поэтому Отдел раннего предупреждения и оценки (ОРПО) включает элементы научного обеспечения и оценки во все подпрограммы. Помимо того, что ОРПО представляет собой центр научного обеспечения организации, он является также ключевым каналом связи с другими научно-исследовательскими учреждениями и научными кругами в целом. В то же время ЮНЕП хотела бы продемонстрировать, каким образом работа ОРПО используется ею и ее заинтересованными сторонами при разработке программных мероприятий. В этой связи ЮНЕП планирует укрепить потенциал ОРПО, увеличив его штат на 10 сотрудников, включая старшего научного сотрудника, который будет координировать научную работу всех отделов и ее интеграцию во все подпрограммы. Кроме того, была проведена основательная реорганизация отдела, с тем чтобы он мог эффективно участвовать в осуществлении всех подпрограмм.

Отдел права окружающей среды и конвенций (ОПОСК)
Division of Environmental Law and Conventions (DELC) 

Отдел права окружающей среды и конвенций (ОПОСК) является информационным центром для нормативной работы на глобальном, региональном и страновом уровнях. ОПОСК играет решающую роль в деле оказания поддержки межправительственным процессам в рамках всех подпрограмм. Он является ведущим отделом для подпрограммы "Экологическое руководство". В течение двухгодичного периода праву окружающей среды будет уделяться еще больше внимания. Кроме того, этот отдел является важным каналом связи с действующими под руководством ЮНЕП секретариатами многосторонних природоохранных соглашений. В отделе произошли некоторые перестановки, в результате чего две должности категории Д-1 были переведены в Отдел технологии, промышленности и экономики (ОТПЭ) и ОРПО, в то время как в ОПОСК была переведена одна должность сотрудника по правовым вопросам, и было предложено создать в нем две новые должности сотрудников по правовым вопросам. В предлагаемом бюджете на 2010-2011 годы предусмотрено также преобразовать должность Директора Группы по рациональному природопользованию, которая прежде относилась к Отделу регионального сотрудничества (ОРС), в должность уровня Д-2. Директор Группы по рациональному природопользованию входит в состав Группы старших руководителей ЮНЕП. Секретариат Группы по рациональному природопользованию организационно относится к ОПОСК, что придает отделу важную роль в плане управления отношениями ЮНЕП с другими учреждениями, а также ее взаимодействием с координационными органами системы Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и Женеве.

Отдел по осуществлению природоохранной политики (ООПП)
Environmental Policy Implementation (DEPI) 

Отдел по осуществлению природоохранной политики (ООПП) является центром по выполнению "зеленой повестки дня", и в этой связи в нем объединены специальные знания ЮНЕП по таким вопросам, как морские и прибрежные районы, пресноводные ресурсы, биоразнообразие, лесные ресурсы и адаптация к изменению климата. Центральное место в программе работы ЮНЕП занимает концепция комплексного регулирования экосистем, и на ООПП возложена задача дальнейшего совершенствования, испытания и применения подхода, основанного на регулировании экосистем. ООПП обеспечивает координацию программ по региональным морям и Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Кроме того, в состав отдела входит Отделение по управлению постконфликтными ситуациями и стихийными бедствиями (ОУПССБ), работа которого тесно связана с восстановлением и защитой экосистем. Активизация работы ЮНЕП в области преодоления последствий стихийных бедствий и конфликтов требует укрепления ее координирующей роли, в связи с чем предусмотрена реклассификация должности начальника ОУПССБ уровня С‑5 в должность уровня Д‑1. ООПП является ведущим отделом для подпрограммы по регулированию экосистем и подпрограммы по бедствиям и конфликтам.

Отдел технологии, промышленности и экономики (ОТПЭ)
Division of Technology, Industry and Economics (DTIE)

Отдел технологии, промышленности и экономики (ОТПЭ) соединяет в себе специальные знания и опыт работы в частном секторе, а также на внутренних и международных рынках. Штаб-квартира отдела находится в Париже, и он возглавляет осуществление подпрограммы по изменению климата, подпрограммы по вредным веществам и опасным отходам и подпрограммы по эффективности использования ресурсов и устойчивому потреблению и производству. ОТПЭ обладает исключительно широкими возможностями для руководства осуществлением этих подпрограмм, поскольку в его состав входят Сектор энергетики, Сектор производства и потребления, Сектор экономики и торговли, Сектор по озону, Сектор по химическим веществам и Международный центр экотехнологий. Отделу удалось привлечь значительный объем внебюджетных ресурсов в рамках своей программы работы; тем не менее его роль, как отдела, возглавляющего осуществление трех подпрограмм, оправдывает предлагаемое создание 13 новых должностей за счет средств Фонда окружающей среды, в том числе должности координатора по проблеме изменения климата уровня Д-1 и должностей координатора по проблеме эффективности использования ресурсов и руководителя Группы по регулированию углерода уровня С-5. Вследствие перераспределения ресурсов из внебюджетных источников в Фонд окружающей среды ЮНЕП планирует также сократить количество должностей, финансируемых из целевых фондов и целевых взносов.

Отдел регионального сотрудничества (ОРС)
Regional Support Office (RSO)

Роль Отдела регионального сотрудничества (ОРС), в состав которого входят шесть региональных бюро ЮНЕП, претерпела радикальные изменения в предложенной программе работы на 2010-2011 годы. Этот отдел уже не будет подобно другим отделам руководить осуществлением отдельной подпрограммы – вместо этого он будет заниматься координацией осуществления всех подпрограмм на региональном и страновом уровнях. Отдел и его региональные бюро были реорганизованы таким образом, чтобы они соответствовали задаче координации, обусловленной внесенными изменениями. Деятельность ОРС в Найроби сосредоточена на глобальных мероприятиях, таких как инициатива "Нищета и окружающая среда", связь с основными группами, сотрудничество на уровне регионов по линии Юг-Юг и Север-Юг и взаимодействие между учреждениями, в частности с ПРООН. Кроме того, ОРС контролирует и координирует участие ЮНЕП в региональных и субрегиональных политических процессах и оказание поддержки этим процессам, а также предоставляет консультативные услуги и обеспечивает координацию в связи с участием ЮНЕП в общих процессах странового программирования Организации Объединенных Наций. Кроме того, в административном отношении в состав этого отдела входят бюро ЮНЕП по связи в Аддис-Абебе, Брюсселе, Каире и Нью-Йорке.

Роль региональных бюро заключается прежде всего в выполнении представительских функций на региональном и страновом уровнях, в частности в рамках поддержки ЮНЕП, оказываемой страновым группам Организации Объединенных Наций в процессе разработки и осуществления программ. Региональные бюро выявляют региональные, субрегиональные и национальные приоритеты и тенденции и содействуют разработке и осуществлению глобальных и региональных мероприятий. Они руководят мероприятиями по выполнению утвержденной программы работы в своих соответствующих регионах и содействуют наращиванию потенциала и передаче технологий. Кроме того, региональные бюро обеспечивают поддержку программ, поддержку в обеспечении связи и информационно-пропагандистской работы, привязанную к условиям конкретного региона, а также поддержку в налаживании отношений с донорами и мобилизации средств. В соответствии с реорганизацией региональных бюро в их состав было включено четыре дополнительных должности сотрудников по программе и четыре дополнительных должности специалистов по вспомогательному обслуживанию программ.

Отдел по связям и общественной информации (ОСОИ)
Division of Communications and Public Information (DCPI) 

Ключевыми задачами для любой организации, деятельность которой нацелена на глобальные явления, требующие единого понимания и совместных действий всех регионов и поколений, являются подготовка и распространение общественной информации, связь, просвещение и охват труднодоступных групп населения. Отдел по связям и общественной информации (ОСОИ) является главным органом, который обеспечивает распространение зачастую не простой для восприятия информации среди широкого круга заинтересованных сторон, включая лиц, отвечающих за разработку политики, ведущих промышленников, коренное население и детей. ОСОИ заслужил признание за осуществление таких глобальных кампаний, как "Миллиард деревьев", и его работу с детьми и молодежью и в области спорта. С учетом программы работы на 2010-2011 годы предлагается существенно расширить роль ОСОИ в деле оказания поддержки всем шести подпрограммам, в связи с чем предлагается преобразовать должность директора ОСОИ уровня Д‑1 в должность уровня Д‑2, с тем чтобы отразить новый круг его управленческих обязанностей.

 

 

 

 
| Печать |

 

unenv

 

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

 

Программа ООН по окружающей среде создана в 1972 году после Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде. Это основной орган Организации Объединенных наций в области окружающей среды, который призван обеспечить руководство и содействовать сотрудничеству в интересах окружающей среды путем стимулирования деятельности, информирования и оказания помощи странам и народам с целью улучшения качества их жизни, не нанося ущерба будущим поколениям.

ЮНЕП определяет политику и координирует деятельность всех организаций системы ООН и за ее пределами по вопросам окружающей человека среды и отвечает за энвайроментальный компонент устойчивого развития.

ЮНЕП работает в тесном сотрудничестве с международными научными и профессиональными кругами, неправительственными организациями, гражданским обществом и, в первую очередь, с правительствами, с целью доведения важных проблемы окружающей среды до всех заинтересованных потребителей.

Мандат ЮНЕП определяется Резолюцией 2297 (XXVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 15.12.1972 г., решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., Найробийской декларацией о роли и мандате ЮНЕП 1997 г., а также 19 специальной сессии ГА ООН 1997 г. и Мальмёнской декларацией.

Штаб-квартира ЮНЕП расположена в Найроби (Кения). 

United Nations Environment Programme
United Nations Avenue, Gigiri
PO Box 30552, 00100
Nairobi, Kenya
Tel: (254-20) 7621234
Fax: (254-20) 7624489/90 
Website: www.unenvironment.org (англ)
www.unenvironment.org/ru (рус)

Региональное бюро ЮНЕП для Европы находится в Женеве.

UNEP Regional Office for Europe
15 Chemin des Anemones
1219 Chatelaine-Geneva, Switzerland
Tel: (41-22) 917-8111
Fax: (41-22) 917-8024
Website: 
www.unenvironment.org/regions/europe
 (англ)
www.unenvironment.org/ru/regions/evropa
 (рус) 

Московский офмс ЮНЕП

119034, Москва
Леонтьевский переулок, 9
тел: (495) 787-2156
Факс: (495) 787-7763
E-mail: 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  
 

ЮНЕП возглавляется Исполнительным директором ЮНЕП в ранге Заместителя Генерального секретаря ООН. В настоящее время Исполнительным директором ЮНЕП назначена Ингер Андерсен (Inger Andersen), которая вступает в должность 16 августа 2019 г.  Одновременно она возглавит Отделение ООН в Найроби.

По другим вопросам, касающимся Исполнительного директора, пожалуйста, обращайтесь в Канцелярию ЮНЕП
P.O. Box 47074 - Nairobi, 00100, Kenya
Tel: +254 (0)20 762 4148
Fax: +254-20-7624006/7624275
Email Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ЮНЕП имеет свои представительства для регионов: Африки (Найроби), Азии и Тихого океана (Бангкок), Западной Азии (Манама, Бахрейн), Латинской Америки и Карибского бассейна (Мехико), Северной Америки (Нью-Йорк) и Европы.

Основные органы ЮНЕП:

  • Ассамблея ООН по окружающей среде.
  • Комитет постоянных представителей.

Приоритетные направления работы ЮНЕП включают следующие области, которые учитываются в ее оперативных задачах и подпрограммах:

      1. изменение климата;
      2. бедствия и конфликты;
      3. управление экосистемами;
      4. экологическое руководство;
      5. химические вещества и отходы;
      6. ресурсоэффективность;
      7. регулярные обзоры состояния окружающей среды.

Функциональные программы ЮНЕП:

  • Оценка состояния глобальной окружающей среды, прогнозирование возникающих проблем и раннее оповещение о них.
  • Разработка политики в области окружающей среды и вопросы права окружающей среды.
  • Проведение политики в области окружающей среды.
  • Технология, промышленность и экономика.
  • Региональное сотрудничество и представительство.
  • Конвенции по вопросам окружающей среды.
  • Вопросы связи и информирования общественности.

Источники финансирования ЮНЕП

    • Регулярный бюджет ООН (Средства, выделенные Организацией Объединенных Наций из её формируемого за счет долевых взносов бюджета для финансирования секретариата).
    • Фонд окружающей среды (Ресурсы Фонда окружающей среды - ресурсы ЮНЕП, которые являются общими и несвязанными. К ним относятся добровольные взносы, объявленные или выплаченные правительствами или межправительственными организациями, пожертвованные из неправительственных источников, и соответствующие доходы в виде процентов, а также прочие поступления).
    • Целевые фонды (Счета, учреждаемые на основе конкретных мандатов в рамках конкретных соглашений для регистрации поступления и расходования добровольных взносов)
    • Параллельные взносы (Спонсорские взносы на конкретные мероприятия и услуги по проектам). 

Оргструктура ЮНЕП

Место ЮНЕП в системе ООН
Сферы компетенции ЮНЕП

Документы и решения, лежащие в основе деятельности ЮНЕП

Мандат ЮНЕП по выполнению Повестки дня на XXI век.
Найробийская декларация.
Мандат 19 специальной сессии ГА ООН.
Декларация Мальмё



 

 

2021

2020 

 



 


envproblems
energy
erergy-fresh
ge
energy2012

geo6

tree
unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2022. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH